П 10 музыка

.

Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
 устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего
народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимание значения музыки в жизни человека, представление о
музыкальной картине мира;
 освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта
поколений;
 знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и
навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы
деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
 сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
 работа с разными источниками информации; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
 умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы,
города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать)
со сверстниками при решении различных задач.
Личностными результатами изучения музыки являются:
 развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
 позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся к концу учебного года.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России,
-осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения
вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости
в мировом музыкальном процессе;
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в
них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния,
общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе
познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов
музыкальных образов и их взаимодействия;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной
действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения
способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на
человека;
-формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности
и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе
восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного
обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской
деятельности;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и
коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и
проектных работ;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание
бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
-формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности
музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
-логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения
предположений и подтверждающих их доказательств;
-применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования,
систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при
решении различных учебных задач;
-обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,
сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно
воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания
их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
-осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального
произведения), синтеза как составления целого из частей;
-использовать разные типы моделей при изучении художественного явления
(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать
различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с
содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

-пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
-научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
-удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно
обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной
области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
-принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,
контролировать и оценивать собственные учебные действия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
-выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также
пользоваться на практике этими критериями.
-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать
композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и
взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного
публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
-ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять
поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в
индивидуальных, групповых проектных работах;
-действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом
имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
-понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
-слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,
принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения;
-понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и
учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных
ситуациях;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения
посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития
событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения
дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
-приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления

результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание
композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их
сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
-первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
-основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве
народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
-активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
-слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в
ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов;
-ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов
России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия
интонаций, тем, образов, их изменения;
-понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их
взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития
событий «музыкальной истории»;
-использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в
разных видах музыкальной деятельности;
-воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические
особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на
простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в
различных видах музыкально-творческой деятельности;
-планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных
произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
-ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
-творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Выпускник научится:

-понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
-анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
-определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических,
романтических, эпических);
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных
произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
-производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
-понимать основной принцип построения и развития музыки;
-анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
-понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
-определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
-понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
-понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
-распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной
драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
-определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
-узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
-различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
-называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
-узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
-определять тембры музыкальных инструментов;
-называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

-владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, -произведения современных композиторов;
-определять характерные особенности музыкального языка;
-эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
-анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов;
-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
-определять характерные признаки современной популярной музыки;
-называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
-анализировать творчество исполнителей авторской песни;
-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
-сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
-понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
-понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
-называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
-определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
-применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
-участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
-понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
-эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных -произведениях;
-приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

-применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:
-основные жанры и стили музыкальных произведений;
-основные формы музыки и приёмы музыкального развития;
-название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных
смычковых;
-особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных
произведений;
-знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
(В.-А. Моцарт, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка,
А. П. Бородин, С. С. Прокофьев);
характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского,
Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;
уметь:
-высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные
интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с
жизненными образами, явлениями);
-узнавать музыкальные произведения, изученные в 6 классе (не менее трех);

-уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и
профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
-ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита,
кантата, романс, кант и др.);
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
— иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных
сочинений;
— знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры
их произведений;
— уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная,
религиозная, современная;
— владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического
репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых
музыкальных сочинений;
— анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
— раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия
различных видов искусства;
— развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности
(выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта
творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном
пространстве сети Интернет.
Требования к уровню музыкального развития семиклассников
В результате изучения музыкального искусства в 7 классе учащиеся должны:
-знать и понимать соотношение содержания и формы в становлении и развитии
музыки как вида искусства;
-понимать значение музыкального образа и музыкальной драматургии для
развития художественного замысла изучаемого произведения;
-знать выразительные возможности музыкального языка в воплощении
художественной идеи сочинений разных стилей, жанров и форм;
- понимать специфику оперной драматургии как синтетического театральномузыкального действия;
-знать произведения, вошедшие в золотой фонд музыкального искусства,
преодолевшие временные границы;
-уметь исследовать содержание музыкальных произведений, выявлять
взаимосвязи музыкальных образов, контрасты и противоречия в их развитии;
- различать особенности музыкальной драматургии музыкальных произведений
разных эпох и индивидуальных композиторских стилей;
-петь главные темы изученных произведений, рассказывать о композиторе и
событиях его времени в их звуковом осмыслении;
-воспринимать и сравнивать различные образцы музыки лёгких и серьёзных

жанров;
- размышлять и высказывать собственные мнения о художественных ценностях
произведений современной популярной музыки разных стилей и направлений.
Требования к уровню музыкального развития восьмиклассников
Знать/понимать:
• представлять значение разнообразных явлений культуры и
искусства для формирования духовно-нравственных
ориентации современного человека;
• понимать функции искусства (социально-ориентирующая,
практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая,
предвосхищающая будущее и др.);
• понимать особенности художественного языка разных видов
искусства;
• осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области
искусства, используя современные
технологии;
• выражать собственные суждения и оценки о произведениях
искусства прошлого и настоящего;
Уметь:
• ориентироваться в окружающем культурном пространстве;
понимать значимость народного, религиозного, классического
искусства в их соотношении с массовой культурой;
• использовать приобретенные знания, практические умения и
навыки общения с искусством в учебной деятельности, при
организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего
культурного развития.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для развития общей
музыкальной культуры как части всей духовной культуры, для организации
содержательного досуга, посещения филармонических концертов,
прослушивания музыки в домашних условиях, коллекционирования книг о
музыке и музыкантах, записей музыкальных произведений, для участия в
деятельности музыкальных коллективов школы, домов творчества, студий
звукозаписи и элементарного музыкального творчеств

Содержание рабочей программы предмета Музыка»
5-8 класс
В программе 5 класса рассматриваются разнообразные явления музыкального
искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств –
литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры,
архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета,
оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и
литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного

материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда
предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на
страницах учебника и творческой тетради.
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов,
запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментальносимфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное
представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят
также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и
развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной,
религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается
русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка
религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального
искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости
своей культуры в художественной картине мира.
Возраст учащихся 7-8 классов, а также накопленный ими опыт рассуждений о
музыке на научном (философско-музыковедческом) уровне дают возможность вести
с ними диалог о самой трудной функции искусства - познавательной. Это,
естественно, влечёт за собой усложнение содержания интеллектуальной
деятельности детей, которая теперь протекает преимущественно как восприятие
и анализ крупных произведений.
Содержание курса
5 класс
Тема года: «Музыка как вид искусства»
Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной
музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня,
романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита,
концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых
получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации
колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению
литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко
становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или
повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты,
темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной,
профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и
современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из
искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры
инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о
музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл.
Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и
литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным

искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного
искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами
музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями
религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества.
Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а
всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем
воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного
содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с
изобразительным искусством. Исторические события, картины природы,
разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ
музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и
красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная
живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном
искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в
прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве.
Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая
мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема
защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных
форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образов.
6 класс Тема года: «Музыкальный образ и музыкальная
драматургия»
Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная,
жанровая стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка
(средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.).
Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и
театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические
эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество
выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами
художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем
различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор
Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности
музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и
особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа
и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.
Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки:
сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические,
романтические и героические образы. Взаимодействие музыкальных образов.
Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской
и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная
музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская
музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и
специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и
современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные
жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое
разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка,
рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в
музыке. . Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными
способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь.
Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные
коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.
Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
(16 часов)
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле.
Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной
музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы,
симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в
творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный
распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и
светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя
музыкальных произведений..
Тема 2 полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической
музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки.
Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких
музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение
литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет,
образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инструментальная
миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный
квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,
киномузыка.
Авторская песня — прошлое и настоящее.
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
7 класс Тема года «Музыка в современном мире: традиции и инновации»
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности
композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов
(историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь
музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах.
Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра,
ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые

танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и
др. Приемы симфонического развития образов.
Русская музыка 19 века.
Зарубежная музыка 19 века.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство
исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в
кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры(18 час.)
Зарубежная и русская музыка 18-19 веков.
Современная музыкальная жизнь
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как
формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития
музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла:
поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического
колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для
освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 3
Раздел 4. Традиции и новаторство в музыке. (18 часов)
Русская музыка 19-21 веков.
Зарубежная музыка 19-21 веков.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы
Современная музыкальная жизнь.
Музыка как диалог культур
Значение музыки в жизни человека
8 класс
Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование
целостного представления о музыкальном искусстве.
.
Раздел 1. Классика и современность (16 часов)
Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих
поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и
содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и
профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном
искусстве.
Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом
человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое
переосмысление в современной культуре.

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение
преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства. Интонация в музыке как звуковое воплощение
художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной
выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие
вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки
(двухчастная, трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита),
их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных
образов(лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвяь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с
литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие
связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и
различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и
изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,
национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в
музыке (вокальной и инструментальной).
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных
средств разных видов искусства.
Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке»
Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое
многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм,
неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных
композиторов академического направления.
Джаз и симфоджаз.
Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рокмузыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная
музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов
России. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы.
Классика в современной обработке. Электронная музыка.
Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфониядейство и др.).
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её
роль в человеческом обществе.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные

проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах.
Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества.
Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры
(концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение
традиций и инноваций музыкального искусства.
Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как
диалог культур.
Темы программного материала, с одной стороны, ориентированы на
изучение школьниками общих закономерностей искусства, с другой стороны,
они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе
вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании
музыкальной культуры конкретного класса и в соответствии с этим
планировать содержание занятий. При этом учтено, что этот учебный
материал не входит в обязательный минимум содержания основных
образовательных программ и отнесен к элементам дополнительной
(необязательного) содержания.
Для работы над созданием презентаций и рефератов рекомендуются
следующие темы: «И.Бах- шаг в бессмертие», «Джаз- вид музыкального
искусства», «Рок-н-ролл -появление и развитие», «Характерные признаки
кантри и фолк-рока», «Арт-рок и симфо-рок- истоки жанра и наши дни»,
«Хард-рок и хэви-метал- манера исполнения и зрелищность», «Реп и попмузыка –особенности музыкального языка стилей», «Ваганты и бардыавторская песня в России», «Идеалы нашего времени в творчестве Л.
Бетховена», «Наши великие современники- Ж. Пресгурвик», «Король
современного театра - Э.Уэббер», «В.А.Моцарт- музыкальный феномен»,
« Современное музыкальное пространство в моём городе», «Рок-опера в России.
Творчество А.Рыбникова»
Примерный художественный материал, рекомендованный программой,
предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе,
дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы
творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах
обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
Художественный материал, в данной рабочей программе опирается на
такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость,
педагогическая целесообразность, востребованность современными
школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.
Виды музыкальной деятельности
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и
направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В
сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное
пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного
рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных
образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое
начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и
нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в

художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся
музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной
исследовательской (проектной) деятельности и др.
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый;
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных,
учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные
викторины, уроки-концерты.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021 – 2022 учебный год
Наименование предмета: Музыка
Ф.И.О. учителя: Елишева Наталья Николаевна
Класс (ы): 5-е
Общее количество часов по учебному плану - 34 часа
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 5 класс. Москва. Просвещение.
Рекомендовано Министерством образования РФ
№п/п
Тема
Кол-во
часов
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
1.
Что роднит музыку с литературой
1
2-4
Вокальная музыка
3
5-6
Фольклор в музыке русских композиторов
2
7.
Жанры инструментальной и вокальной музыки
1
8-9
Вторая жизнь песни.
2
«Всю жизнь мою несу Родину в душе»
Писатели о музыке и музыкантах
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Опера-былина Римского-Корсакова «Садко»
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
17.
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
18.
«Небесное и земное в звуках и красках»
19«Звать через прошлое к настоящему»
20.
21Музыкальная живопись и живописная музыка.
22.
23.
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижёра
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
«О подвигах, доблести и славе…»
«В каждой мимолётности вижу я миры»
«Музыкальная живопись» Мусоргского
Мир композитора.
(С веком наравне)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021 – 2022 учебный год
Наименование предмета: Музыка
Ф.И.О. учителя: Елишева Наталья Николаевна
Класс (ы): 6-е
Общее количество часов по учебному плану - 34 часа
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 6 класс. Москва. Просвещение.
Рекомендовано Министерством образования РФ
№
Кол-во
п/п
Тема урока
часов
1
2
3
1. Удивительный мир музыкальных образов
1
2. Образы романсов и песен русских композиторов.
1
3. Два музыкальных посвящения
1
4. Портрет в музыке и живописи.
1
Картинная галерея.
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
5
1
6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
1
7. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
1
8. Образы песни зарубежных композиторов.
1
Искусство прекрасного пения.
9. Мир старинной песни
1
10. Народное искусство Древней Руси
1
11. Русская духовная музыка
1
12. В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»
1
13. Симфония «Перезвоны»
1
В. Гаврилина.
Молитва.
14. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха
1
15. Образы скорби и печали
1
16. «Фортуна правит миром…»
1
17. Авторская песня. Прошлое и настоящее.
1
18. Джаз – искусство ХХ века
1

19.
20.
21.
22.
23.
2425
26.
27.
28.
2932.
33.
34.

Вечные темы искусства и жизни
Могучее царство Шопена
Ночной пейзаж
Инструментальный концерт
Космический пейзаж
Образы симфонической музыки

1
1
1
1
1
2

Симфоническое развитие музыкальных образов.
Программная увертюра Бетховена «Эгмонт»
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»
Мир музыкального театра

1
1
1
4

Образы киномузыки
Обобщение темы «Музыкальный образ»

1
1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021 – 2022учебный год
Наименование предмета: Музыка
Ф.И.О. учителя: Елишева Наталья Николаевна
Класс (ы): 7-е
Общее количество часов по учебному плану - 34 часа
Учебники: Г.П.Сергеева. Е.Д. Критская «Музыка» 7 класс Москва «Просвещение»
Допущено Министерством образования и науки РФ
Тема

1
2..

часы

Раздел №1 Особенности драматургии сценической музыки
Классика и современность.

16 час
2

3.
4.
5.

В музыкальном театре. Опера.
Опера МИ. Глинки. «Иван Сусанин».

6.
7.

Героическая тема в русской музыке.
В музыкальном театре. Балет

3
1
1

В концертном зале. Симфония
8. Симфония №40 Моцарта .
9.
Литературные страницы «Улыбка» Р.Брэдбери
10.

3

11. Камерная музыка
12. Вокальный цикл

2

Симфония №5 Бетховена

Инструментальная музыка

4

13. Этюд. Транскрипция. Прелюдия
14.
Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна
15.
16 «Сoncerto grosso» А. Шнитке

Сюита
Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры
Религиозная музыка. Сюжеты и образы духовной музыки

18час
4

17. «Высокая месса» И.С.Баха. От страдания к радости
18. Литературные страницы «Могила Баха» Д.Гранина

«Всенощное бдение» С.Рахманинова. Образы «Вечерни» и
«Утрени»
20. Литературные страницы
Рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда»
21. Вечные темы. Главные образы
19.

3

22.
23.

24.
25

Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»

2

Светская музыка. Соната .
26. Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховена
27.
Соната №2 С.Прокофьева
28.

3

Соната №11 В.А.Моцарта

Симфоническая картина
29. «Празднества» Кл Дебюсси
30.

2

Симфония №1 В.Калинникова
Картинная галерея
31 Д. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»
1

32.

Музыка народов мира
1

33. Международные хиты
34.

Обобщающий урок – концерт «Наполним музыкой сердца»
Исследовательский проект.

1
1
Вне сетки
часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021 – 2022 учебный год
Наименование предмета: Музыка
Ф.И.О. учителя: Елишева Наталья Николаевна
Класс (ы): 8-е
Общее количество часов по учебному плану - 34 часа
Учебники: Г.П.Сергеева. Е.Д. Критская «Музыка» 7,8 класс
Москва «Просвещение»
Допущено Министерством образования и науки РФ
Тема

1
2.
3.

Раздел №1 классика и современность
Классика в нашей жизни.
В музыкальном театре. Опера.
Опера «Князь Игорь»

4.

В музыкальном театре. Балет.
Балет Тищенко «Ярославна»

часы
16 час
3

2

5.
6.
7.
8.

В музыкальном театре. Мюзикл.

3

Музыка к драматическому спектаклю
9. Д.Б. Кабалевский «Ромео и Джульетта»
10.
Э.Григ Музыка к драме «Пер Гюнт»
11.

3

А.Шнитке «Гоголь-сюита»
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее
12. Симфония №8 «Неоконченная» Ф.Шуберта
13.
Симфония №5 П.И.Чайковского
14.
Симфония №1 «Классическая» С.Прокофьева
.

3

15. Музыка в кино
16.

2

Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке
Музыканты – извечные маги. И снова в музыкальном театре
17. Д. Гершвин. Опера «Порги и Бесс»

18час
4

18.
19.
20. Опера Бизе «Кармен»

Портреты великих исполнителей
21. Елена Образцова
22.

2

Майя Плисецкая
23. Балет «Кармен»

2

24

Современный музыкальный театр.
25. Великие мюзиклы мира
26.
Классика в современной обработке
27.

3

В концертном зале.
28. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича
29.

2

31.
32.
33.
34

5

Литературные страницы. «Письмо к богу неизвестного солдата»
30. Музыка в храмовом синтезе искусств

Исследовательский проект.

Вне сетки
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».