П 11 ИЗО

Изобразительное искусство
Выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой
на народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной
формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит
различие временных и пространственных видов искусства;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве
как выражении различных мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного
произведения;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
 различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;
 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по
памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;
 использовать образные возможности освещения в портрете;
 пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и
определять их произведения;
 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;
 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
 узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
 перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
 характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
 характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
 рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и
их наиболее известные произведения;
 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции
на историческую тему;
 творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
 представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии,
об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
 называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
 узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников
на библейские темы;
 характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
 рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
 анализировать
художественно-выразительные
средства
произведений
изобразительного искусства XX века;
 культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
 представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов
книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
 опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;

 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
 распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
 иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
 понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение
объемов при взгляде на них сверху;
 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль,
круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
 получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры
и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта;
 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
 характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
 понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
 понимать основы краткой истории костюма;
 характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
 применять
навыки
сочинения
объемно-пространственной
композиции
в
формировании букета по принципам икэбаны;
 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный
замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская.
Фрески. Мозаики;
 различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

 различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать
значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни
Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма
Покрова-на-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
 выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и
др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 создавать художественную композицию макета книги, журнала;
 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
 называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;

 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведениям искусства;
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX
века и определять памятники монументальной скульптуры;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
 узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
 узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
 понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.
Модерн. Авангард. Сюрреализм;
 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
 использовать
выразительный
язык
при
моделировании
архитектурного
пространства;
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
музеев мира;
 использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
 понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
 называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
 различать особенности художественной фотографии;
 различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,
план, ракурс, свет, ритм и др.);
 понимать изобразительную природу экранных искусств;
 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
 различать понятия: игровой и документальный фильм;
 называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
 понимать основы искусства телевидения;

 понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
 применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;
 применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения
по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
 добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;
 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
 пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных
недочетов и случайностей;
 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
 применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
 использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
 применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования
школьного телевидения;
 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.
Изобразительное искусство
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных
сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных
представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных
видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
 ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
 изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
 декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства);
 художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);

 художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний
и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание»,
«География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов
России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская
игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов
(искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись
по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно.
Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические
тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
(В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве
XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и
строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества
(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские
сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело

Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н.
Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере,
Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и
повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной
войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н.
Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства.
Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование
пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского
Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки
книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д.
Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные
художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве
фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства
фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и
монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет,
цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный
процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера
российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С.
Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет,
репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование предмета Изобразительное искусство
Ф.И.О. учителя Малых Олися Федоилевна
5 класс
Н.А. Горяева, О.В.Островская (34 ч.)
№

1.
2.
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

Тема урока

Раздел «Древние корни народного искусства» (9 часов).
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы. Любовь к Родине.
Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей
крестьянского интерьера.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Ковш-скопкарь.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.
Народный праздничный костюм. Истрия костюма.
Символика цвета.
Народные праздничные обряды. Жизнь наших предков.
Народное творчество в действии.
Связь времен в народном искусстве (7часов).
Любовь и интерес к родной культуре.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
Связь орнамента с природой.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Особенности и своеобразие городецкой росписи.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Особенности гжельской росписи.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Декор – человек, общество, время (10 часов).
Нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.
Зачем людям украшения.
Декор и положение человека в обществе.
Одежда говорит о человеке.
Цветовое решение узора.
Одежда в Средневековой Западной Европе. Культура Средневековья.
Костюм придворной знати.
Панно: «Прогулка по Версалю».
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Что такое фамильный герб. Основные части классического герба.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов).
Бережное отношение к произведениям декоративного искусства.
Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство.
Лепка декоративной вазы.
Ты сам – мастер.
Технология работы с выбранным материалом.
Создание декоративной работы в материале.
Поэтапное выполнение эскиза.
Выставка работ. Игра – викторина.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование предмета Изобразительное искусство
Ф.И.О. учителя Малых Олися Федоилевна
6 класс
Л.А. Неменская (34 ч.)
№

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1. Виды изобразительного искусства. (8 часов).
Воспитание эстетически отзывчивую личность, готовую к общению с произведениями
искусства.
1 Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1
2 Рисунок - основа изобразительного творчества.
1
3 Линия и ее выразительные возможности.
1
4 Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен.
1
5 Цвет, основы цветоведения.
1
6 Цвет в произведениях живописи.
1
7 Объемные изображения в скульптуре.
1
8 Основы языка изображения.
1
Мир наших вещей. Натюрморт. (8 часов).
Формирование правильного восприятия формы, величины, цвета,
пространственных отношений и умение передать их в изображении.
9 Реальность и фантазия в творчестве художника
1
10 Изображение предметного мира
1
11 Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.
1
12 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
1
13 Освещение. Свет и тень.
1

14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет. (10часов).
Многообразие и значимость форм и типов лица человека.
Образ человека, главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Графический портретный рисунок и выразительность образа.
Портрет в графике.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 часов).
Бережное и чуткое отношение к красоте природы.
Жанры в изобразительном искусстве.
Правила воздушной и линейной перспективы.
Пейзаж - большой мир. Организация пространства.
Пейзаж - настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж
Графическая композиция города.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Творческая выставка работ учащихся

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование предмета Изобразительное искусство
Ф.И.О. учителя Малых Олися Федоилевна
7 класс
А.С. Питерских , Г.Е Гуров (34 ч.)
№

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока

Кол-во
часов

Дизайн и архитектура. Конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. (8 часов).
Формирование умений использовать и различать разнообразные средства в образных
языках искусств.
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и
1
архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
1
эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Прямые линии и организация пространства
1
Цвет - элемент композиционного творчества.
1
Свободные формы: линии и пятна
1
Буква - строка - текст. Искусство шрифта
1
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
1
Текст и изображение как элементы композиции
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм
1
графического дизайна (обобщение темы).

В мире вещей и зданий (7 часов). Воспитание интереса к искусству.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
9
1
Соразмерность и пропорциональность.
10 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
1
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.
11
1
Понятие модуля.
12 Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
13 Вещь как сочетание объемов и образ времени
1
14 Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
1
15 Роль цвета в формотворчестве
1
Город и человек. (10 часов).
Воспитание бережного отношения к памятникам культуры и искусства, созданные
многими поколениями.
16 Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
1
17 Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры.
1
18 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
1
19 Вещь в городе. Городской дизайн.
1
20- Интерьер и вещь в доме. Дизайн-средство создания пространственно-вещной
2
21 среды интерьера.
22- Природа
и
архитектура.
Организация
архитектурно-ландшафтного
2
23 пространства
24- Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и
2
25 егоосуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9 часов).
Формирование эстетического отношения к обыденным вещам, развивать интерес к
искусству дизайна как неотъемлемой части современной жизни.
26- Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка
2
27 своего дома.
Интерьер комнаты - портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной
28
1
среды жилища.
29 Дизайн и архитектура моего сада.
1
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна
30
1
одежды.
31- Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.
2
32
33 Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
1
34 Моделируя себя – моделируешь мир
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».