Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в
основной школе:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной
активности в области предметной технологической деятельности;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации
умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и
стратификации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
• осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе осознанногоориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры,
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной
и эффективной социализации;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или
проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового
коллектива;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета
«Технология» в основной школе:
• самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
• алгоритмизированное планирование процесса а познавательно-трудовой
деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из
них; поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение
различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и
технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению
учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или
технологического процесса;
• осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов,
формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
•формирование и развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой
деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и
средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности
и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в
соответствии с технологической культурой производства;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе
и коллективе требованиям и принципам;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в
основной школе:
в познавательной сфере:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование
целостного
представления
о
техносфере,
сущности
технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения
методов получения и преобразования материалов, энергии, информации,
природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного
производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях
создания объектов труда;
• практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской
деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством
учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе
исследований;
• уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка
технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения
средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере
обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной
технической и технологической информации для проектирования и создания
объектов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации, овладение
методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных
знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки
и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации
рациональности деятельности; применение элементов экономики при
обосновании технологий и проектов;
• овладение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; овладение элементами научной организации труда,
формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической
культуре производства;
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов
с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов,
приспособлении и оборудования с учётом требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование
последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
• выбор средств и видов представления технической и технологической
информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование
способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт
себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной
прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотuвацuонной сфере:
• оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• формирование представлении о мире профессии, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение
к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной
средней школы или будущей профессии в учреждениях начального
профессионального или среднего специального образования;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере
услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской
деятельности;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании
объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
• овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
• рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований
эргономики и элементов научной организации труда;
• умение выражать себя в доступных видах и формах художественноприкладного творчества; художественное оформление объекта труда и
оптимальное планирование работ;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей
одежды;
• участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка,
стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать
свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими
людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять
цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование
эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение
продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
• сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением
выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей
позиции невраждебным для оппонентов образом;
• адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение
монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита
проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-псuxологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
• соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам,
с учётом технологических требований; сочетание образного и логического
мышления в проектной деятельности.
Основное содержание курса
Направление «Индустриальные технологии»
В области индустриальных технологий главными целями образования являются:
• формирование целостного представления о техносфере, основанного на
приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
• приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими
объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей,
творческой деятельности;
• формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории
последующего профессионального образования для деятельности в сфере
промышленного производства.
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются
упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение
творческих
проектов.
Лабораторно-практические
работы
выполняются
преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы
направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение
графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных,
санитарно-технических, электромонтажных работ и выполнение проектов.
Для выполнения лабораторно-практических и практических работ необходимо
силами школы подготовить соответствующие учебные стенды и наборы раздаточного
материала.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
5 класс
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал,
её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области
применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий.
Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. ЛИНИИ и условные
обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости(виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для
обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины.
Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно - измерительных и
разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление,
строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления
для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических
форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, само резов
и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-nрактичеекие и nрактические работы.
Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из
древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольноизмерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными
инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий.
Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей,
шурупов(саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение
правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений
и оборудования. Уборка рабочего места.
6 класс
Теоретические сведенuя. Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы
древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством
древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические
(твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.
Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений
на чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных
чертежей.
Технологическая карта и её назначение. Использование персонального
компьютера (ПК) для подготовки графической документации.
Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов.
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.
Контроль качества изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали
(изделии) и их устранение.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.
Исследование плотности древесины.
Чтение сборочного чертежа. Определение последовательности сборки изделия
по технологической документации.
Разработка технологической карты изготовления детали из древесины.
изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.
Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.
Сборка изделия по технологической документации.
Окрашивание изделий из древесины красками и эмалями.
7 класс
Теоретические сведенuя. Конструкторская и технологическая документация.
Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации.
Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
Точность измерений и допуски при обработке.
Отклонения и допуски на размеры детали.
Столярные шиповые соединения. Технология шипового соединения деталей.
Выдалбливание проушин и гнёзд.
Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Рациональные
приёмы работы ручными инструментами при подготовке деталей и сборке изделий.
Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по
техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторuо-практические и практические работы.
Разработка чертежей деталей и изделий. Разработка технологических карт
изготовления деталей из древесины.
Настройка рубанка. Доводка лезвия ножа рубанка.
Расчёт отклонений и допусков на размеры деталей.
Расчёт шиповых соединений деревянной рамки.
Изготовление изделий из древесины с шиповым соединением брусков.
Ознакомление с рациональными приёмами работы ручными инструментами при
выпиливании, долблении и зачистке шипов и проушин.
Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
6 класс
Теоретические сведения. Токарный станок для обработки древесины:
устройство, назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и
инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки
древесины. Контроль качества деталей.
Графическая и технологическая документация для деталей из древесины,
изготовляемых на токарном станке. Компьютеризация проектирования изделий из
древесины и древесных материалов.
Изготовление деталей и изделий па токарном станке по техническим рисункам,
эскизам, чертежам и технологическим картам.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных
материалов.
Правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение устройства токарного станка для обработки древесины. Организация
рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной. Соблюдение правил
безопасного труда при работе на токарном станке. Уборка рабочего места.
Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины. Шлифовка и
зачистка готовых деталей.
Точение деталей (цилиндрической и конической формы) на токарном станке для
обработки древесины. Применение контрольно-измерительных инструментов при
выполнении токарных работ.
7 класс
Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация для
деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Использование ПК для
подготовки конструкторской и технологической документации.
Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины.
Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и
дисков.
Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости.
Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных
материалов.
Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам,
эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практическuе и практические работы.
Выполнение чертежей и технологических карт для деталей из древесины,
изготовляемых на токарном станке.
Точение деталей из древесины по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Ознакомление со способами применения разметочных и контрольно-измерительных
инструментов при изготовлении деталей с фасонными поверхностями.
Точение декоративных изделий из древесины. Ознакомление с рациональными
приёмами работы при выполнении различных видов токарных работ. Соблюдение
правил безопасного труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
5 класс
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и
цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки
отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с
производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения
искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов.
Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных
материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его
назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для
ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы
применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов
ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами:
правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ.
Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки,
резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью
специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов
ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольноизмерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и
искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым
швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных
материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-пратические и практические работы.
Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование
их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с
устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда.
Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла,
проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с
помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных
материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Инструменты и приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков
работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и
инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
6 класс
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Свойства
чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат,
профили сортового проката.
Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки
графической документации. Чтение сборочных чертежей.
Контрольно-измерительные инструменты. Устройство штангенциркуля.
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Технологии изготовления изделий из сортового проката.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами:
резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных
операций. Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом,
опиливания заготовок напильниками.
Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей
изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и
ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий.
Лабораторно-практические и практические работы.
Распознавание видов металлов и сплавов, искусственных материалов.
Ознакомление со свойствами металлов и сплавов. Ознакомление с видами сортового
проката.
Чтение чертежей отдельных деталей и сборочных чертежей. Выполнение
чертежей деталей из сортового проката.
Изучение устройства штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью
штангенциркуля.
Разработка технологической карты изготовления изделия из сортового проката.
Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла в тисках и на
плите.
Тема 4. Экология жилища
8 класс
Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем
энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации вгородском и
сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы
фильтрации воды. Система безопасного жилища.
Лабораторно – практические и практические работы. Ознакомление с
приточно – вытяжной естественной вентиляцией в помещении.
Ознакомление с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде).
Изучение конструкции водопроводных смесителей.
Тема 5. Водоснабжение и канализация в доме
8 класс
Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в
многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и
мусоросборники. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и
стоимости расхода воды. Утилизация сточных вод системы водоснабжения и
канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Лабораторно – практические и практические работы. Ознакомление со
схемой водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и
стоимости горячей и холодной воды за месяц.
Раздел «Электротехника»
Тема 1. Бытовые электроприборы
5 класс
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и
правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового
холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно – практические и практические работы. Изучение
потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных
приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации
микроволновой печи и бытового холодильника.
7 класс
Теоретические сведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от
поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и
создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции.
Робот – пылесос. Понятие о микроклимате. Приборы для создания микроклимата
(климатические приборы): кондиционер, ионизатор – очиститель воздуха,
озонатор. Функции климатических приборов.
Лабораторно – практические и практические работы. Изучение
потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в
помещении. Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и
доходов семьи.
8 класс
Теоретические сведения. Применение электрической энергии в
промышленности, на транспорте и в быту. Электронагревательные приборы, их
характеристики
по
мощности
и
рабочему
напряжению.
Виды
электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на
кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки.
Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного
пользования бытовыми электроприборами. Отопительные электроприборы.
Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя,
масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании
отопительными приборами. Устройство и принцип действия электрического
фена для сушки волос. Электронные приборы: телевизоры, DVD – плееры,
музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока службы и
поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков
напряжения.
Лабораторно – практические и практические работы. Оценка
допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых кодной
розетке и в квартирной (домовой) сети. Ознакомление с устройством и
принципом действия стиральной машины – автомата, электрического фена.
Изучение способов защиты электронных приборов от скачков напряжения.
Тема 2. Электромонтажные и сборочные технологии
8 класс
Теоретические сведения. Общие понятия об электрическом токе, о силе
тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников
электрической энергии. Условные графические изображения на электрических
схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды
проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и
соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила
безопасной работы с электроустановками, при выполнении электромонтажных
работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных
работ.
Лабораторно – практические и практические работы. Чтение простой
электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с
гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных
вариантах её сборки. Электромонтажные работы: ознакомление с видом
электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнение
упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению
проводов.
Тема 3. Электротехнические устройства с элементами автоматики
8 класс
Теоретические сведения. Принципы работы и подключения плавких и
автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки.
Подключение бытовых приёмников электрической энергии. Работа счётчика
электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости
электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких
бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической
энергии. Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с
элементами автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов
на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с
электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии,
связанные
с
производством,
эксплуатацией
и
обслуживанием
электротехнических и электронных устройств.
Лабораторно – практические и практические работы. Изучение схем
квартирной электропроводки. Определение расхода и стоимости электроэнергии
за месяц. Ознакомление с устройством и принципом работы бытового
электрического утюга с элементами автоматики.
Раздел «Семейная экономика»
Тема 1. Бюджет семьи
8 класс
Теоретические сведения. Источники семейных доходов ибюджет
семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и
оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и
членов семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и
расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе
актуальных потребностей семьи. Технология совершения покупок.
Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при
совершении покупки. Способы защиты прав потребителей. Технология
ведения
бизнеса.
Оценка
возможностей
предпринимательской
деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного
объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе
анализа потребностей местного населения и рынка потребительских
товаров.
Практические работы. Оценка имеющихся и возможных
источников доходов семьи.
Анализ потребностей членов семьи.
Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её
состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации
расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств
товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных
положений законодательства по правам потребителей. Планирование
возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов
и услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Раздел «Современное производство и профессиональное
самоопределение»
Тема 1. Сферы производства и разделение труда
8 класс
Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного
производства. Основные составляющие производства. Основные
структурные подразделения производственного предприятия. Влияние
техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда.
Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на
уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности.
Квалификации и компетентности работника.
Лабораторно – практические и практические работы.
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ
структуры предприятия и профессионального разделения труда.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная
карьера
8класс
Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды
массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в
регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность,
производительность и оплата труда. Классификация профессий.
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.
Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и
самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду
профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации
самоопределения. Источники получения информации о профессиях, путях
и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и
психограмма профессии. Выбор по справочнику профессионального
учебного заведения, характеристика условий поступления в него и
обучения там. Возможности построения карьеры в профессиональной
деятельности. Здоровье и выбор профессии.
Лабораторно – практические и практические работы.
Ознакомление по Единому тарифно – квалификационному справочнику с
массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых
для региона профессий. Анализ предложений работодателей на
региональном рынке труда. Поиск информации в различных источниках,
включая Интернет, о возможностях получения профессионального
образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение
планов профессионального образования и трудоустройства. Составление
плана физической подготовки к предполагаемой профессии.
Раздел «Технологии творческой и проектной деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
5 класс
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной
деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и
задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части творческого проекта
пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный)
этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия,
формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких
вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка
конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и
инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с
соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление.
Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового
изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита
проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технология
ведения домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных
материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни – столовой»,
«Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое бельё»,
«Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для
кухни – столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
6 класс
Теоретические сведения.Цель и задачи проектной деятельности в 6
классе.Составные части творческого проекта шестиклассников.
Практические работы.Творческий проект по разделу «Технология
ведения домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных
материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Растение в интерьере жилого
дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного
семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком
или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.
7 класс
Теоретические сведения.Цель и задачи проектной деятельности в 7
классе. Составные части творческого проекта семиклассников.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технология
ведения домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных
материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов:«Умный дом», «Комплект светильников
для моей комнаты», «Праздничный сладкий стол», «Сладкоежки»,
«праздничный наряд», «Юбка – килт», «Подарок своими руками», «Атласные
ленточки» и др.
8 класс
Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной
деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация
проекта. Оценка проекта.
Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и
изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка
нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка
необходимой документации с использованием ПК. Выполнение проекта и анализ
результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение
презентации.
Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес – план
семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор» др.
тематическое планирование
Направление «Индустриальные технологии»
5 класс (68 ч., 2 ч. в неделю)
В случае «выпадения» уроков на праздничные дни уроки проводятся
внеаудиторно в другие учебные дни во внеурочное время на текущей неделе в таких
формах как: экскурсии, исследовательская деятельность, проектная деятельность,
игровая деятельность, социальные практики и т.д.
№ урока, тема
Кол-во
Сроки
часов
проведения
Раздел «Современные технологии и перспективы их развития» (6ч)
1. Потребность человека. Инструктаж по ОТ.
2
сентябрь
Практическая работа №1
2. Понятие технологии.
2
сентябрь
Практическая работа № 2
3. Технологический процесс.
2
сентябрь
Практическая работа № 3
Раздел ««Творческий проект» (4 ч.)
4. Что такое творческий проект.
2
сентябрь
Практическая работа «Этапы выполнения проекта».
5. Реклама.
2
октябрь
Практическая работа «Создание рекламы потребностей».
Раздел «Конструирование и моделирование» (6 ч)
6. Понятие о машинах и механизмах.
2
октябрь
Практическая работа № 5, 6
7. Конструирование машин и механизмов.
2
октябрь
Практическая работа № 7, 8
8. Творческий проект «Машина и механизмы с элементами
2
октябрь
конструирования».
Защита проекта.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (28 ч)
9. Виды и свойства конструкционных материалов.
2
октябрь
Практическая работа № 10, 11
10. Рабочее место и инструменты для обработки
2
ноябрь
конструкционных материалов.
Практическая работа № 12, 13
11. Графическое изображение деталей и изделий из
2
ноябрь
конструкционных материалов. Практическая работа:
«Чтение чертежа. Выполнение эскиза, технического
рисунка детали из древесины»
Практическая работа № 14, 15
12. Технология изготовления деталей из конструкционных
2
ноябрь
материалов. Практическая работа: «Разработка
последовательности изготовления детали из древесины»
Практическая работа № 16, 17
13. Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс.
2
декабрь
Практическая работа: «Разметка заготовок из древесины»
Практическая работа № 18, 19
14. Технология резания заготовок из древесины, металла,
2
декабрь
пластмасс. Практическая работа: «Пиление заготовок из
древесины»
Практическая работа № 20, 21
15. Технология строгания заготовок из древесины.
2
декабрь
Практическая работа: «Строгание заготовок из древесины»
Практическая работа № 22
16. Технология получения отверстий в заготовках из
2
декабрь
конструкционных материалов.
Практическая работа № 24, 25
17. Технология сборки деталей из древесины.
2
январь
Практическая работа № 26, 27
18. Технология сборки деталей из тонколистового металла,
2
январь
проволоки, искусственных материалов.
Практическая работа № 28, 29
19. Технология зачистки поверхностей деталей из
2
январь
конструкционных материалов.
Практическая работа № 30, 31
20. Технология отделки изделий из конструкционных
2
январь
материалов.
Практическая работа № 32,33
21-22. Творческий проект, этапы выполнения
4
февраль
Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (8 ч)
23. Выпиливание лобзиком.
2
февраль
Практическая работа: «Выпиливание изделий из древесины
лобзиком»
24. Выжигание по дереву. Правила безопасности при работе с
2
февраль
выжигателем.
Практическая работа: «Художественная обработка
древесины»
25. Выжигание по дереву, выпиливание лобзиком.
2
март
Практическая работа: «Отделка изделий из древесины
выжиганием»
26. Творческий проект, этапы выполнения
2
март
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6ч)
27. Интерьер жилого помещения. Практическая работа:
2
апрель
«Разработка технологии изготовления полезных для дома
вещей»
28. Технологии ухода за жилым помещением, одеждой,
2
апрель
обувью. Практическая работа: «Изготовление полезных для
дома вещей»
29. Эстетика и экология жилища.
2
Творческий проект: «Комната подростка»
апрель
Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (10 ч.)
30. Многообразие культурных растений.
2
Практическая работа «Поисковая работа с информацией о
лекарственных и эфиромаслиничные сорта растений»
31. Условие внешней среды для выращивания культурных
2
май
растений.
Практическая работа № 49
32. Технология вегетативного размножения растений.
2
май
Творческий проект «Мое комнатное растение». Этапы
выполнения и подготовка к защите»
Творческий проект «Мое комнатное растение».
2
Защита проекта и обмен опытом.
33. Презентация портфолио проектов.
2
май
Всего:
68 ч.
Тематическое планирование
Направление «Индустриальные технологии»
6 класс (68 ч., 2 ч. в неделю)
В случае «выпадения» уроков на праздничные дни уроки проводятся
внеаудиторно в другие учебные дни во внеурочное время на текущей неделе в таких
формах как: экскурсии, исследовательская деятельность, проектная деятельность,
игровая деятельность, социальные практики и т.д.
Тема раздела
программы, количество
отводимых учебных
часов
№ урока, тема
Кол-во
часов
Сроки
проведен
ия
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (52ч)
1. Вводное занятие. Организация рабочего
сентябрь
2
Тема
«Технологии ручной и
машинной обработки
древесины и древесных
материалов»
(26ч)
места. Инструктаж по ОТ.
2. Заготовка древесины, пороки древесины.
Заготовка древесины. Практическая работа
«Распознание пороков древесины».
3. Свойства древесины. Практическая работа:
«Исследование плотности и влажности
древесины»
4. Чертежи деталей из древесины. Сборочный
чертеж. Спецификация составных частей
изделия. Практическая работа: «Выполнение
эскиза и чертежа детали из древесины.
Чтение сборочного чертежа»
5. Технологическая карта – основной документ
для изготовления деталей. Практическая
работа: «Разработка технологической карты
изготовления детали из древесины»
6. Разметка заготовок из
древесины.Практическая работа: «Разметка
заготовок из древесины»
7. Пиление заготовок из древесины.
Практическая работа: «Пиление заготовок из
древесины»
8. Технология соединения брусков из
древесины. Практическая работа:
«Изготовление изделия из древесины с
соединением брусков внакладку»
9. Сверление отверстий в деталях из
древесины. Практическая работа:
«Сверление заготовок из древесины»
10. Технология изготовления цилиндрических и
конических деталей ручным инструментом.
Практическая работа: «Изготовление
деталей, имеющих цилиндрическую и
коническую форму»
11. Устройство токарного станка по обработке
древесины. Практическая работа: «Изучение
устройства токарного станка для обработки
древесины»
12. Технология обработки древесины на
токарном станке. Практическая работа:
2
сентябрь
2
сентябрь
2
сентябрь
2
октябрь
2
октябрь
2
октябрь
2
октябрь
2
ноябрь
2
ноябрь
2
ноябрь
2
ноябрь
«Точение детали из древесины на токарном
станке»
13. Технология окрашивания изделий из
древесины красками и
эмалями.Практическая работа:
«Окрашивание изделий из древесины
краской или эмалью»
2
декабрь
Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч)
Тема
14. Из истории художественой обработки
декабрь
2
древесины.
«Технологии
15. Практическая работа: «Ремесла нашего
художественнорегиона»
прикладной обработки
материалов»(6 ч)
16. Виды резьбы по дереву и технология
декабрь
2
выполнения.
17. Практическая работа: «Художественная
резьба по дереву»
18. Творческий проект.
декабрь
2
19. Практическая работа: «Изготовление
изделия по проекту»
Раздел «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных
материалов» (20 ч)
Тема
«Элементы
машиноведения» (2 ч)
Тема
«Технологии ручной
обработки металлов и
искусственных
материалов» (18 ч)
20. Элементы машиноведения. Составные части
машин.
21. Практическая работа: «Изучение составных
частей машин»
22. Свойства черных и цветных металлов.
Свойства искусственных материалов.
23. Практическая работа: «Ознакомление со
свойствами металлов и сплавов,
искусственных материалов»
24. Сортовой прокат.
25. Практическая работа: «Ознакомление с
видами сортового проката»
26. Чертежи деталей из сортового проката.
27. Практическая работа: «Чтение и выполнение
чертежей деталей из сортового проката»
28. Измерение размеров деталей с помощью
штангенциркуля.
29. Практическая работа: «Измерение размеров
деталей штангенциркулем»
30. Технология изготовления изделий из
сортового проката.
31. Практическая работа: «Разработка
технологических карт изготовления изделий
из сортового проката»
32. Резание металла и пластмасс слесарной
ножовкой.
33. Практическая работа: «Резание металла и
пластмассы слесарной ножовкой»
34. Рубка металла.
35. Практическая работа: «Резание заготовок в
тисках и на плите»
36. Опиливание заготовок из металла и
пластмассы.
37. Практическая работа: «Опиливание
2
январь
2
январь
2
январь
2
февраль
2
февраль
2
февраль
2
февраль
2
март
2
март
заготовок из металла и пластмассы»
38. Отделка изделий из металла и пластмассы.
39. Практическая работа: «Отделка
поверхностей изделий»
2
апрель
2
апрель
2
апрель
2
апрель
2
май
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (8ч)
Тема
«Технологии ремонта
деталей
интерьера,
одежды и обуви и ухода
за ними» (8 ч)
40. Закрепление настенных предметов.
41. Практическая работа: «Пробивание
(сверление) отверстий в стене, установка
крепежных деталей»
42. Основы технологии штукатурных работ.
43. Практическая работа: «Выполнение
штукатурных работ»
44. Основы технологии оклейки помещений
обоями.
45. Практическая работа: «Изучение видов
обоев и технологии оклейки ими
помещений»
46. Простейший ремонт сантехнического
оборудования.
47. Практическая работа: «Изучение и ремонт
смесителя и вентильной головки»
Раздел «Технологии исследовательской и созидательной деятельности» (8ч)
48. Требования к творческому проекту.
май
2
Тема
«Исследовательская
и созидательная
деятельность»(8 ч)
49. Выбор проета.
50. Творческий проект.
51. Практическая работа: «Разработка проекта»
52. Творческий проект: «Вешалка-крючок».
53. Практическая работа: «Изготовление
изделия»
54. Презентация и защита творческого проекта
55.
Всего:
2
2
2
68 ч.
май
май
май
Тематическое планирование
Направление «Индустриальные технологии»
7 класс (68 ч., 2 ч. в неделю)
В случае «выпадения» уроков на праздничные дни уроки проводятся
внеаудиторно в другие учебные дни во внеурочное время на текущей неделе в таких
формах как: экскурсии, исследовательская деятельность, проектная деятельность,
игровая деятельность, социальные практики и т.д.
Тема раздела
программы, количество
отводимых учебных
часов
№ урока, тема
Кол-во
часов
Сроки
проведен
ия
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (42ч)
1. Вводное занятие. Организация рабочего
сентябрь
2
Тема
«Технологии ручной и
машинной обработки
древесины и древесных
материалов»
(24ч.)
места.
2. Инструктаж по ОТ.
3. Конструкторская документация. Чертежи
деталей и изделий из древесины.
4. Практическая работа: «Выполнение чертежа
детали из древесины»
5. Технологическая
документация.Технологические карты
изготовления деталей из древесины.
6. Практическая работа: «Разработка
технологической карты изготовления
деталей из древесины»
7. Заточка и настройка дереворежущих
инструментов.
8. Практическая работа: «Доводка лезвия ножа
рубанка. Настройка рубанка»
9. Отклонения и допуски на размеры детали.
10. Практическая работа: «Расчет отклонений и
допусков на размеры вала и отверстия»
11. Столярные шиповые соединения.
12. Практическая работа: «Расчет шиповых
соединений для изделий из древесины»
13. Технология шипового соединения деталей.
Технология соединения детлей шкантами и
шурупами в нагель.
14. Практическая работа: «Изготовление
изделий с шиповыми соединениями»
15. Технология обработки наружных фасонных
поверхностей деталей из древесины.
16. Практическая работа: «Точение деталей из
древесины»
17. Изготовление изделий с точеными деталями.
18. Практическая работа «Разработка
конструкции изделия»
19. Технология точения декоративных изделий,
имеющих внутренние полости. Практическая
работа: «Точение декоративных изделий из
древесины»
2
сентябрь
2
сентябрь
2
сентябрь
2
сентябрь
2
октябрь
2
октябрь
2
2
октябрь
2
октябрь
2
ноябрь
Тема
«Технологии ручной
обработки металлов и
искусственных
материалов» (18 ч)
20. Творческий проект. Этапы творческого
проектирования.
21. Практическая работа: «Проектирование
изделий из древесины»
22. Классификация сталей. Термическая
обработка сталей.
23. Практическая работа: «Ознакомление с
термической обработкой стали»
24. Чертежи деталей, изготовляемых на
токарном и фрезерном станках.
25. Практическая работа: «Выполнение
чертежей деталей с точеными и
фрезерованными поверхностями»
26. Назначение и устройство токарновинторезного станка ТВ-6.
27. Практическая работа: «Устройство ТВ-6»
28. Виды и назначение токарных резцов.
29. Практическая работа: «Ознакомление с
токарными резцами»
30. Управление токарно-винторезным станком.
31. Практическая работа: «Управление токарновинторезным станком ТВ-6»
32. Приемы работы на токарно-винторезном
станке.
33. Практическая работа: «Приемы работы на
токарно-винторезном станке»
34. Технологическая документация для
изготовления изделий на станках.
35. Практическая работа: «Разработка
операционной карты изготовления детали на
токарном станке»
36. Устройство настольного горизонтальнофрезерного станка.
37. Практическая работа: «Ознакомление с
режущим инструментом для фрезерования и
с устройством станка НГФ-110Ш»
38. Нарезание резьбы.
39. Практическая работа: «нарезание резьбы в
ручную и на токарно-винторезном станке»
2
ноябрь
2
ноябрь
2
декабрь
2
декабрь
2
декабрь
2
декабрь
2
январь
2
январь
2
январь
2
февраль
Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (16 ч)
Тема
40. Художественая обработка древесины.
февраль
2
Мозаика.
«Технологии
41. Практическая работа: «Виды мозаичных
художественнонаборов»
прикладной обработки
материалов» (16 ч)
42. Технология изготовления мозаичных
февраль
2
наборов.
43. Практическая работа: «Выполнение
мозаичного набора»
44. Мозаика с металлическим контуром.
февраль
2
45. Практическая работа: «Украшение мозаики
врезанным металлическим контуром»
46. Тиснение по фольге.
март
2
47. Практическая работа: «Художественное
тиснение по фольге»
48. Декоративные изделия из проволоки
март
2
(ажурная скульптура из металла).
49. Практическая работа: «Изготовление
декоративного изделия из проволоки»
50. Басма.
51. Практическая работа: «Изготовление
басмы»
52. Просечный металл.
53. Практическая работа: «Изготовление
изделий в технике просечного металла»
54. Чеканка.
55. Практическая работа: «Изготовление
металлических рельефов методом чеканки»
2
апрель
2
апрель
2
апрель
2
апрель
2
май
2
май
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (12ч)
Тема
«Технологии ремонтноотделочных работ»
(12 ч)
56. Основы технологии малярных работ.
57. Практическая работа: «Изучение технологии
малярных работ»
58. Основы технологии плиточных работ.
59. Практическая работа: «Ознакомление с
технологией плиточных работ»
60. Творческий проект «Полезный для дома
инструмент».
61. Практическая работа: «Разработка проекта»
62. Практическая работа «Изготовление изделия
по проекту»
63. Презентация портфолио.
64. Практическая работа: «Разработка
электронной презентации в программе
MicrosoftOfficePowerPoint». Защита
творческого проекта
2
май
Всего: 68 часов
Календарно-тематическое планирование 8 класс
В случае «выпадения» уроков на праздничные дни уроки проводятся
внеаудиторно в другие учебные дни во внеурочное время на текущей неделе в таких
формах как: экскурсии, исследовательская деятельность, проектная деятельность,
игровая деятельность, социальные практики и т.д. В данном случае, в классном
журнале урок записывается с указанием формы проведения.
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Вводное занятие. Инструктаж по ОТ
Проектирование как сфера профессиональной деятельности
Раздел «Семейная экономика»(4 ч)
Бюджет семьи
Способы выявления потребностей семьи
Технология построения семейного бюджета. Здоровое питание.
Технология совершения покупок.
Способы защиты прав потребителей. Современное производство
Технология ведения бизнеса
Проектная деятельность «Семейный бюджет»
Тема, цели, задачи
Работа по индивидуальному плану
Защита проекта
Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства»(2 ч)
Экология жилища
Инженерные коммуникации в доме. Современное производство
Водоснабжение в доме.
Системы водоснабжения и канализации: конструкция и элементы
Раздел «Электротехника»(10 ч)
Электромонтажные и сборочные технологии
Электрический ток и его использование. История изделий
Электрические цепи
Потребители и источники электроэнергии. Современное производство
Организация рабочего места для электромонтажных работ
Электрические провода. Современное производство
Монтаж электрической цепи. Организация рабочего места
Электротехнические устройства с элементами автоматики
Электроизмерительные приборы
Бытовые электроприборы
Электроосветительные приборы. Экологические свойства материалов
Бытовые электронагревательные приборы.
Экологические свойства материалов
Цифровые приборы Современное производство
Проектная деятельность «Дом будущего»
Тема, цели, задачи
Работа по индивидуальному плану
Работа по индивидуальному плану
Защита проекта
Раздел «Современное производство и профессиональное
самоопределение» (5 ч)
Сферы производства и разделение труда
Профессиональное образование
Профессиональное образование и профессиональная карьера
Кол –
во
часов
1
1
Сроки
сентябрь
сентябрь
1
сентябрь
1
1
сентябрь
октябрь
1
1
октябрь
октябрь
1
1
октябрь
ноябрь
1
ноябрь
1
ноябрь
1
декабрь
1
1
1
1
1
1
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
1
1
январь
февраль
1
1
февраль
февраль
1
1
1
февраль
март
март
1
1
март
апрель
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение
28. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении
29. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения
30. Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность.
Профессиональная проба
31. Проектная деятельность «Дом будущего»
Тема, цели, задачи
32. Работа по индивидуальному плану
33. Работа по индивидуальному плану
34. Защита проекта
Технология творческой и опытнической деятельности
(11 ч) – распределена в основных разделах на 3 проекта
1
апрель
1
апрель
1
1
апрель
май
1
1
1
май
май
май
Всего 34 часа
Культура, экология и
эстетика труда
1.Организация рабочего места
2.Экологические свойства
материалов
3.История изделий
4.Современное производство
5.Здоровое питание.
6.Культура питания.
Характеристики основных видов
деятельности учащихся
Ознакомиться с эргономическими, эстетическими, санитарно –
гигиеническими, безопасными требованиями для создания рабочего
пространства. Планировать и организовывать своё рабочее место при
выполнении различных видов деятельности.
Находить и применять информацию о положительных и отрицательных
свойствах различных изучаемых материалов при проектировании или
покупке изделий из них.
Находить и применять информацию о культуре изучаемых объектов
различных исторических эпох и её отражении в современной
действительности, определять её достоинства и недостатки.
Проводить сравнительный анализ преимущества применения
современной техники в практической деятельности и использовать в
своей работе современное оборудование.
Находить и применять информацию о витаминном содержании и
калорийности в продуктах, рациональном питании и режиме приёма
пищи. Определять доброкачественность продукта, использовать
правильный технологический режим обработки продуктов.
Применять эстетические навыки оформления блюд, стола, правила
этики поведения за столом.