8-9 химия

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ»
Изучение химии на уровне основного общего образования обусловливает
достижение следующих личностных результатов:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга передРодиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учѐтом устойчивых познавательных интересов;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

социальное,

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нѐм взаимопонимания;

 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономическихособенностей;

 развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственнымпоступкам;

2

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видовдеятельности;

 формирование понимания ценности здорового и без- опасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и 8 коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и надорогах;

 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающейсреде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

 анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательныерезультаты;

 определять

совместно
образовательныхрезультатов;

с

педагогом

критерии

оценки

планируемых

 идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных
запланированных образовательныхрезультатов;

 выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в
отдельных случаях — прогнозировать конечныйрезультат;

 ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

 обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательныхрезультатов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:

3

 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм ихвыполнения;

 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательныхзадач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательнойзадачи;

 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые
ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательностьшагов);

 выбирать

из предложенных вариантов
средства/ресурсы для решения задачи/достиженияцели;

и

самостоятельно

искать

 составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения
проекта, алгоритм проведенияисследования);

 определять потенциальные затруднения при
познавательной задачи и находить средства для ихустранения;

решении

учебной

и

 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
алгоритма решения практическихзадач;

 планировать

и

корректировать

свою

индивидуальную

образовательнуютраекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

 различать результаты и способы действий при достижении результатов;
 определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых
результатов и критерии оценки своей учебнойдеятельности;

 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения
планируемых результатов и оценки своейдеятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

 оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемогорезультата;

 находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейсяситуации;

4

 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе
анализа
изменений
ситуации
характеристик/показателей результата;

для

получения

запланированных

 устанавливать связь между полученными характеристиками результата и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристикрезультата;

 соотносить свои действия с цельюобучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:

 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебнойзадачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебнойзадачи;

 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихсясредств;

 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешнихресурсов;

 фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательныхрезультатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:

 анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 соотносить

реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности
или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критическойситуации;

 принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия
принятогорешения;

 определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебнойдеятельности;

5

 демонстрировать

приемы
регуляции
собственных
психофизиологических/эмоциональныхсостояний.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийсясможет:

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки исвойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных емуслов;

 выделять

общий признак
или отличие
двух
предметов или явлений и объяснять их сходство илиотличия;

или

нескольких

 объединять

предметы
и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления;

 различать/выделять явление из общего ряда другихявлений;
 выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий,
выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;

 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общимзакономерностям;

 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом их общие признаки иразличия;

 излагать

полученную

информацию,

интерпретируя

ее

в

контексте

решаемойзадачи;

 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательскойдеятельности;

 выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя
причинно-следственныйанализ;

 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать
вывод
собственной
аргументацией
или
самостоятельно
полученнымиданными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.

6

Обучающийся сможет:

 обозначать символом и знаком предмет и/илиявление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков всхеме;

 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/илиявления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии сситуацией;

 переводить сложную

по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое инаоборот;

 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяетсяалгоритм;

 строить доказательство: прямое, косвенное, отпротивного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения
проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных
критериев оценкипродукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

 находить

в тексте требуемую
целями своейдеятельности);

информацию

(в соответствии

с

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурироватьтекст;

 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идеютекста;
 преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к
содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный — учебный, научно-популярный,информационный);

 критически оценивать содержание и формутекста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:

 определять свое отношение к окружающей среде, ксобственной

7

среде обитания;

 анализировать

влияние

экологических

факторов

на

среду

обитания

живыхорганизмов;

 проводить

причинный

и

вероятностный

анализ

различных

экологических ситуаций;

 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
другойфактор;

 распространять экологические знания и участвовать в практических
мероприятиях по защите окружающейсреды.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Обучающийся сможет:

 определять

необходимые
ключевые
формировать корректные поисковыезапросы;

 осуществлять

взаимодействие
системами, базами знаний,справочниками;

с

поисковые

электронными

слова

и

поисковыми

 формировать множественную выборку из различных источников информации
для объективизации результатовпоиска;
 соотносить

полученные

результаты

поиска

с

задачами

и

целями

своейдеятельности.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся
сможет:

 определять возможные роли в совместнойдеятельности;
 играть определенную роль в совместнойдеятельности;
 принимать
позицию
собеседника,
понимая
позицию

другого,

различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства(аргументы);

 определять

свои
действия
и действия
партнера,
способствовали или препятствовали продуктивнойкоммуникации;

 строить

позитивные
познавательнойдеятельности;

отношения

в

процессе

которые

учебной

и

 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать своюмысль;

 критически относиться к собственному мнению, уметьпризнавать ошибочность
своего мнения (если оно ошибочно) и корректироватьего;

8

 предлагать альтернативное решение в конфликтнойситуации;
 выделять общую точку зрения вдискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группойзадачей;

 организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием
со
стороны
собеседника
задачи,
формы
или
содержаниядиалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:

 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и
использовать речевыесредства;

 представлять

в

устной

или

письменной

форме

развернутый

план

собственнойдеятельности;

 соблюдать

нормы публичной
речи,
дискуссии в соответствии с коммуникативнойзадачей;

регламент

в

монологе

и

 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамкахдиалога;

 принимать
собеседником;

решение

в

ходе

диалога

и

согласовывать

его

с

 создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых
речевыхсредств;

 использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков
своеговыступления;

 использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативнойзадачей;

 оценивать эффективность коммуникации после еезавершения.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:

 целенаправленно

искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 использовать

для

передачи

9

своих

мыслей

естественные

и

формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;

 оперировать данными при решениизадачи;
 выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные
технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем,
сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций идр.;

 использовать информацию с учетом этических и правовыхнорм;
 создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:

 характеризовать

основные

методы

познания:

наблюдение,

измерение,эксперимент;

 описывать

свойства
твердых,
выделяя их существенныепризнаки;

жидких,

газообразных

 раскрывать

смысл
основных
химических
понятий
«молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное
«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

веществ,
«атом»,
вещество»,

 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
атомно-молекулярнойтеории;









различать химические и физическиеявления;







составлять формулы бинарныхсоединений;

называть химическиеэлементы;
определять состав веществ по ихформулам;
определять валентность атома элемента всоединениях;
определять тип химическихреакций;
называть признаки и условия протекания химическихреакций;

выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химическогоопыта;
составлять уравнения химическихреакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведенииопытов;
пользоваться лабораторным оборудованием ипосудой;
вычислять

относительную

молекулярную

и

молярную

массы

веществ;

 вычислять

массовую

долю

химического

10

элемента

по

формуле

соединения;

 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктовреакции;

 характеризовать

физические

и

химические

свойства

простых

веществ: кислорода иводорода;










получать, собирать кислород иводород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл законаАвогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойстваводы;
раскрывать смысл понятия«раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества врастворе;

приготовлять
растворенного вещества;

растворы

с

определенной

массовой

долей

 называть соединения изученных классов неорганическихвеществ;
 характеризовать
физические
и химические
свойства
основных
классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований,солей;

 определять

принадлежность

веществ

к

определенному

классу

соединений;

 составлять

формулы

неорганических

соединений

изученных

классов;

 проводить
опыты,
подтверждающие
изученных классов неорганическихвеществ;
 распознавать опытным

путем

растворы

химические
кислот

свойства

и щелочей

по

изменению окраскииндикатора;

 характеризовать

взаимосвязь

между

классами

неорганических

соединений;

 раскрывать смысл Периодического закона Д.И.Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И.Менделеева;

 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и главныхподгрупп;

 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения ихатомов;

11

 составлять

схемы
строения
периодической системы Д.И.Менделеева;

 раскрывать

смысл

атомов

понятий:

первых

20

«химическая

элементов
связь»,

«электроотрицательность»;

 характеризовать

зависимость

физических

свойств

веществ

от

типа

кристаллическойрешетки;

 определять вид химической связи в неорганическихсоединениях;
 изображать
схемы
строения
молекул
веществ,
образованных
разными видами химических связей;

 раскрывать
«электролиты»,
«окислитель»,
«восстановление»;

смысл
понятий
«ион»,
«катион»,
«анион»,
«неэлектролиты»,
«электролитическая
диссоциация»,
«степень
окисления»
«восстановитель»,
«окисление»,

 определять степень окисления атома элемента всоединении;
 раскрывать смысл теории электролитическойдиссоциации;
 составлять
уравнения
электролитической
диссоциации

кислот,

щелочей,солей;

 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций
ионного обмена;

 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионногообмена;
 проводить
реакции,
подтверждающие
качественный
состав
различных веществ;







определять окислитель ивосстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительныхреакций;
называть факторы, влияющие на скорость химическойреакции;
классифицировать химические реакции по различнымпризнакам;

характеризовать
свойстваминеметаллов;

взаимосвязь

 проводить

между

составом,

опыты
по получению,
собиранию
химических свойств газообразных веществ: углекислого газа,аммиака;

строением
и

и

изучению

 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ иаммиак;
 характеризовать
взаимосвязь
между
составом,
строением
и
свойствамиметаллов;

 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол,
этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксуснаякислота,

12

стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организмчеловека;

 грамотно обращаться с веществами в повседневнойжизни
 определять возможность протекания реакций некоторых представителей
органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями,галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:

 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции,
о характере и продуктах различных химическихреакций;

 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристикамивещества;

 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным
ионнымуравнениям;

 прогнозировать

способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;

 составлять

уравнения
реакций,
соответствующих
последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;

 использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающейсреде;

 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознаваниявеществ;

 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовойинформации;

 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельностичеловека;

 создавать модели и схемы для решения учебных ипознавательных

13

задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

14

в

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8 класс
Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ.
Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества.
Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели
материальные и знаковые или символьные.
Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными
состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и
испарение, кристаллизация и плавление.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные
смеси. Смеси газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка,
или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание.
Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и
в быту.
Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества.
Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно - молекулярного
учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки
химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов.
Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и
длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или Аи Б-группы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная
масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут
химические формулы.
Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и
переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение
валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий
соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон
постоянствасостававеществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических
реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и
эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление
химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов.
Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Катализаторы и катализ.

1.
2.
3.
4.
5.

Лабораторные опыты
Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.
Проверка прибора для получения газов на герметичность.
Ознакомление с минералами, образующими гранит.
Приготовление гетерогенной смеси порошков серы и железа и их разделение.
Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с растворомнитрата серебра.
19

6. Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.
7. Взаимодействие раствора соды с кислотой.
8. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и
кислоты.
9. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и
соли железа (III).
10. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).
11. Замещение железом меди в медном купоросе.
Практические работы
1.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при
работе в кабинете химии. Некоторые виды работ.
2. Анализ почвы

3.
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии
Состав воздуха. Понятие об объёмной доле компонента природной газовой смеси
— воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объемной доле и
наоборот.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода.
Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными
веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул
оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная
известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и
применение.
Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости.
Соляная и серная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.Представители солей:
хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные
единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и
киломолярная массы вещества.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«постоянная Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность
одного газапо другому.
Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объемы
газообразных веществ.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«молярный объём газов», «число Авогадро».
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды:
взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски
20

индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и
кальция.
Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая
доля растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая
доля растворённого вещества».
Лабораторные опыты
12. Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.
13. Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты.
14. Распознавание кислот индикаторами.
15. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
16. Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки — растворами
пероксида водорода, спиртовой настойки иода и нашатырного спирта.
Практические работы
4. Получение, собирание и распознавание кислорода.
5. Получение, собираниеи распознавание водорода.
6. Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей.
Основные классы неорганических соединений
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и
свойствах. Способы получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами,
кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы
получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот.
Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот
с
солями.
Получение бескислородных
и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами,
особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Лабораторные опыты

17. Взаимодействие оксида кальция с водой.
18. Помутнение известковой воды.
19. Реакция нейтрализации.
20. Получение гидроксидамеди(II) и его взаимодействие с кислотой.
21. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.
22. Взаимодействие кислот с металлами.
23. Взаимодействие кислот с солями.
24. Ознакомление с коллекцией солей.
25. Взаимодействие сульфата меди(П) с железом.
26. Взаимодействие солей с солями.
21

27. Генетическая связь на примере соединений меди.
Практические работы
7. Решение экспериментальных задач.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделееваи строение атома
Естественные семейства химических элементов:щелочныеи
щелочноземельные
металлы, галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные
оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.
Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона и создание им
Периодической системы химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о
строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда.
Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса.
Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических
элементов №№ 1-20. Понятие о завершенном электронном уровне.
Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная
формулировка Периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и
группах, как функция строения электронных оболочек атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Демонстрации
• Различные формы таблиц периодической системы.
• Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева.
• Модели атомов химических элементов.
• Модели атомов элементов 1—3-го периодов
Лабораторные опыты.
28. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов.
Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические
решётки и физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной
единице вещества.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных
соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, и свойства веществ с
этим типом решёток.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная
химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для
бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, свойства
веществ с этим типом решёток.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка.
22

Свойства веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила
расчёта степеней окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для
элементов, образующих вещества разных классов. Реакцииионного обмена и
окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительныхреакций
методом электронного баланса.
9 класс
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие.
Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние, кислые, основные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических
реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся
веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов,
образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура,
площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.
Лабораторные опыты
1. Взаимодействие аммиака и хлороводорода.
2. Реакция нейтрализации.
3. Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.
4. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II).
5. Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля
6. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на
примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата
натрия и соляной кислоты.
7. Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их
взаимодействии с соляной кислотой.
8. Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при взаимодействии
их с железом.
9. Зависимость скорости химической реакции от температуры.
10. Зависимость скорости химической реакции от концентрации.
11. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения
реагирующих веществ.
12. Зависимость скорости химической реакции от катализатора.
Химические реакции в растворах электролитов
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень
электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация
ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и
23

диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов,
взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями.
Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций.
Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между
электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами
неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований:
взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами,
щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного
основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала
pH.
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической
диссоциации и окислительно-восстановительных реакций.
Лабораторные опыты.
13. Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.
14. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
15. Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.
16. Получение гидроксида меди (II).и его взаимодействие с различными кислотами.
17. Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди (II).
18-20. Взаимодействие кислот с металлами.
21. Качественная реакция на карбонат-ион.
22. Получение студня кремниевой кислоты.
23. Качественная реакция на хлорид - или сульфат-ионы
24. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
25. Взаимодействие щелочей с углекислым газом.
26. Качественная реакция на катион аммония.
27. Получение гидроксида меди (II) и его разложение.
28. Взаимодействие карбонатов с кислотами.
29. Получение гидроксида железа(III).
30. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II)
Практические работы
1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории
электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций
Неметаллы и их соединения
Строение атомов неметаллов и их положение в Периодической системе. Ряд
электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ.
Аллотропия и её причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства
неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства
галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в
Периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и
применение галогенов.
24

Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная,
бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенидионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль.
Общая характеристика элементов VIA-группы. Сера в природе и её получение.
Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её
применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и
значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфитион.
Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Качественная
реакция на сульфат-ион.
Серная кислота - сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как
типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами,
основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфатион.
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение атома и молекулы.
Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его
биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный
спирт, гидрат аммиака. Донорно -акцепторный механизм образования катиона аммония.
Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная
реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты.
Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и
ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.
Общая характеристика элементов IV A-группы: особенности строения атомов,
простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в Периодической
системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его
сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода.
Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.
Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и его свойства. Оксид
углерода(IV): строение молекулы, получение и его свойства. Угольная кислота. Соли
угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение
органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности.
Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные
(ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на
непредельные соединения.
Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие.
Трёхатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная представитель класса карбоновых кислот.
Кремний, строение его атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан.
Оксид кремния(1У). Кремниевая кислота и её соли.
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности:
оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс.
25

Оптическое волокно.
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ
получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, йода.
Электролиз растворов.
Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод
кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство
аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.
Лабораторные опыты
31. Распознавание галогенид-ионов.
32. Качественные реакции на сульфат-ионы.
33. Качественная реакция на катион аммония.
34. Химические свойства азотной кислоты, как электролита.
35. Качественные реакции на фосфат-ион.
36. Получение и свойстваугольной кислоты.
37. Качественная реакция на карбонат-ион.
38. Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия.
Практические работы
2. Изучение свойств соляной кислоты.
3. Изучение свойств серной кислоты.
4. Получение аммиака и изучение его свойств.
5. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
Металлы и их соединения
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая
кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность,
отражающая способность, пластичность. Сплавы чёрные и цветные.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие
металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Строение атомов и простых веществ щелочных металлов. Зависимость физических и
химических свойств щелочных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды
щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных
металлов, их значение в живой и неживой природе и в жизни человека.
Строение атомов и простых веществ щелочноземельных металлов. Зависимость
физических и химических свойств щелочноземельных металлов от зарядов ядер их
атомов. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и
применение. Важнейшие соли щёлочно - земельных металлов, их значение в природе и
жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.
Жёсткость воды: временная и постоянная. Способы устранения временной жёсткости.
Способы устранения постоянной жёсткости. Иониты.Соединения алюминия в природе.
Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как
амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа.
Оксиды и гидроксиды железа(II) и железа(III). Соли железа(II) и железа(III).
26

Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в
природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии. Чёрная и
цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия.
Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Лабораторные опыты
39. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
40. Получение известковой воды и опыты с ней.
41. Получение гидроксидов железа(II) и (III).
42. Качественные реакции на катионы железа
Практические работы

6. Получение жесткой воды и способы её устранения.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Химия и окружающая среда
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и
её химический состав. Минералы. Руды. Осадочные породы. Полезные ископаемые.
Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические
проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического
загрязнения. «Зелёная химия».
Лабораторные опыты

43. Изучение гранита.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Подготовка к Основному государственному экзамену
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в Периодической
системе. Строение вещества: химическая связь икристаллические решётки. Зависимость
свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных
газов) от положения элементов в Периодической системе. Типология неорганических
веществ, деление их на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по
различным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные
реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства
солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот и амфотерных гидроксидов),
солей.

27

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового)
номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы.
Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов
периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов
химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе
Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность
атомов
химических
элементов.
Ковалентная
химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на
физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств веществ от типа кристаллическойрешетки.
Химическиереакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по
различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению
степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и
анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления.
Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно- восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Общие свойства неметаллов.Галогены:
физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород,
хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения
серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная
кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония.
Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства.

28

Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит,
карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная
кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические
свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами,
кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные
металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения
железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды:
метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.
Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые
кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая
кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое
загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
Вычисление
массовой
доли химического
элемента
по
формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
химических элементов.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы
вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Лабораторные опыты
29. Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.
30. Проверка прибора для получения газов на герметичность.
31. Ознакомление с минералами, образующими гранит.
32. Приготовление гетерогенной смеси порошков серы и железа и их разделение.
33. Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с растворомнитрата серебра.
34. Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.
35. Взаимодействие раствора соды с кислотой.
36. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и
кислоты.
37. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и соли
железа (III).
38. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).
39. Замещение железом меди в медном купоросе.
Практические работы
8.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при
работе в кабинете химии. Некоторые виды работ.
9. Анализ почвы
29

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8 КЛАСС
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Вводный инструктаж по технике безопасности.Химия – часть естествознания

1

2

Превращения в-в. Краткий очерк истории развития химии.

1

3
4
5

ПСХЭ Д.И.Менделеева Знаки химических элементов.
1
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса элемента
1
Практическая работа №1 «Приемы обращения с лаб.оборудованием и 1
нагревательными приборами. Строение пламени».
Основные сведения о строении атомов.
1
Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.
1
Строение электронных оболочек атомов.
1
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов
1
химических элементов
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой.Ковалентная
1
неполярная химическая связь.
Ковалентная полярная химическая связь.
1
Металлическая химическая связь.
1
Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.
1
Контрольная работа №1 по темам 1 и 2.
1
Простые вещества-металлы.Роль металлов в нашей жизни
1
Простые вещества -неметаллы.
1
Количество вещества
1
Решение задач по теме «Количество вещества»
1
Молярный объем газов.
1
Решение задач по теме «молярный объём газов»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».
1
Степень окисления
1
Важнейшие классы бинарных соединений.
1
Основания.
1
Кислоты.Важные кислоты в живых организмах
1
Соли.
1
Соли.Использование солей в быту
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических
1
элементов»
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.
1
Чистые вещества и смеси.Практическая работа №2 «Очистка загрязненной
1

1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

поваренной соли»
Массовая доля компонентов и смеси.
Решение задач по теме «Массовая доля компонентов и смеси»
Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара с заданной
массовой долей растворенного вещества.
Обобщение и систематизация знаний по темам 2 и 3.
Контрольная работа № 2 по темам 2 и 3.
Физические явления в химии. Химические реакции.
Химические реакции. Признаки химических реакций
Химические уравнения.

1
1
1
1
1
1
1
1

52
53
54
55
56

Расчеты по химическим уравнениям
Типы химических реакций.Реакции соединения и разложения
Типы химических реакций. Реакции замещения и обмена
Типы химических реакций на примере свойств воды.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
реакции
Практическая
работа №4. Признаки химических реакций
Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
Контрольная работа №3 по теме 4.
Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.
Электролитическая диссоциация
Электролитическая диссоциация
Ионные уравнения реакций
Практическая работа №5
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до
конца.
Кислоты, их классификация и свойства.
Кислоты, их классификация и свойства.
Основания, их классификация и свойства.
Основания, их классификация и свойства.
Оксиды, их классификация и свойства

1
1
1
1
1

57
58
59
60
61
62
63

Оксиды, их классификация и свойства
Соли, их свойства.
Соли, их свойства.
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Практическая работа №6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.
Обобщение и систематизация знаний по теме 5.
Контрольная работа №4 по теме 5.

1
1
1
1
1
1
1

64
65

Окислительно-восстановительные реакции.
Окислительно-восстановительные реакции

1
1

44
45
46
47
48
49
50
51

31

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

66
67
68

Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач.
Основные сведения о составе и строении атома химического элемента
Характеристика химического элемента по положению в ПС
Виды химической связи в неорганических веществах

1
1
1

9 Класс
Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции
Классификация неорганических веществ и их номенклатура
Классификация химических реакций по различным основаниям( умение различать
химические и физические реакции)
Входная диагностическая работа
Понятие о скорости химической реакции. Химические реакции нашего организма
Катализ
Химические реакции в растворах Электролитическаядиссоциация
Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД)
Химические свойства кислот в свете ТЭД
Химические свойства кислот в свете ТЭД
Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации
Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации
Понятие о гидролизе солей. Гидролиз солей в жизни человека
П.р. № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая
диссоциация»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в растворах
электролитов»
К.р.№ 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов»
Неметаллы и их соединения Общая характеристика Неметаллов
Общаяхарактеристика элементов VIIA группы — галогенов
Соединения галогенов(умение обучающихся составлять уравнения химических
реакций по словесным описаниям)
П.р.№ 2.«Изучение свойств соляной кислоты»
Общая характеристика элементов VI А - халькогенов. Сера(умение составлять
химические формулы указанных веществ по их названиям, знание физических
свойств веществ)
Сероводород и сульфиды
Кислородные соединения серы(умение обучающихся составлять уравнения
химических реакций по словесным описаниям)
П.р. № 3.«Изучение свойств серной кислоты»
Общаяхарактеристика химических элементов VA группы. Азот
32

Коли
честв
о
часо
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

49
50
51
52

53
54
55

Аммиак. Соли аммония
П.р.№ 4 «Получение аммиака и изучение его свойств»
Кислородсодержащие соединения азота
Кислородсодержащие соединения азота(умение обучающихся составлять уравнения
химических реакций по словесным описаниям)
Фосфор и его соединения(умение составлять химические формулы указанных
веществ по их названиям, знание физических свойств веществ)
характеристика элементов IV А- группы. Углерод. Алотропные модификации в
жизни человека
Кислородсодержащие соединения углерода(умение обучающихся составлять
уравнения химических реакций по словесным описаниям)
П.р. № 5. «Получение углекислого газа и изучение его свойств» »( усвоение правил
поведения в химической лаборатории и безопасного обращения с химическими
веществами в повседневной жизни.)
Углеводороды
Кислородсодержащие органические соединения
Кремний и его соединения(умение составлять химические формулы указанных
веществ по их названиям, знание физических свойств веществ)
Силикатнаяпромышленность

1
1
1
1

Получение неметаллов
Получение важнейшиххимических соединений
Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»
К.р. №2 по теме: «Неметаллы и их соединения»
Металлы и их соединения Положение металлов в Периодической системе, строение
атомов и кристаллов
Общие химические свойства металлов
Общая характеристикащелочных металлов
Общая характеристикащелочных металлов
Общая характеристикащелочноземельныхметаллов
Общая характеристикащелочноземельныхметаллов
Жёсткость воды и способы её устранения( умение работать с табличным
материалом)
П.р.№ 6. «Получение жесткой воды и способы её устранения» »( усвоение правил
поведения в химической лаборатории и безопасного обращения с химическими
веществами в повседневной жизни.)
Алюминий и его соединения
Железо
Соединения железа(умение обучающихся составлять уравнения химических реакций
по словесным описаниям)
П.р. № 7 «Решениеэкспериментальных задач по теме «Металлы»( усвоение правил
поведения в химической лаборатории и безопасного обращения с химическими
веществами в повседневной жизни.)
Коррозия металлов и способы защиты от неё
Металлы в природе.
Понятие о металлургии

1

33

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

56
57
58
59
60

61
62
63
64
65

Обобщение знаний по теме «Металлы»
Контрольная работ 3 по теме «Металлы»
Химия и окружающая среда Химическая организация планеты Земля
Охранаокружающей среды от химического загрязнения. Роль человека в охране
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному
государственному экзамену
(ОГЭ)Вещества
Химические реакции
Основынеорганическойхимии
Основынеорганическойхимии
Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа№4 «Итоговая по курсу основной школы»

66

Анализ контрольной работы. Подведение итогов года.

1

67-68

Резервное время

2

34

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».