Раб.программа по чтению

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №3»

УТВЕРЖДЕНО:
И.о.директора
МАОУ НТГО «СОШ №3»
_____________/А.В. Фаргер/

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________/Ю.А.Бабина/

РАССМОТРЕНО:
на заседании ШМО
Протокол № 1 от
14.09.2023г.
____________/И.Н.
Жесткова/

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету
«Литературному чтению»
5-9 классы

Составитель:
Самохвалова Д. М. - учитель начальных классов

г. Нижняя Тура
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) составлена для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 – 9 классов, изучающих
предмет по адаптированной общеобразовательной программе. Рабочая программа
конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по
разделам и темам в 5 - 9 классах.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
1.
Общая характеристика предмета
Рабочая программа разработана разработана на основе авторской программы
«Чтение и развитие речи 5 – 9 классы» по ред. В.В.Воронковой, допущенной
Министерством
образования и науки Российской Федерации
(издательство
«ВЛАДОС»,
2011 Программы специальной (коррекционной)
образовательных учреждений VIII вида
5-9
классы.
Сборник 1.
с учетом содержания предмета
«Чтение», представленного в Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Рабочая программа предполагает использование учебников:
1.
Малышева З.Ф. Чтение. 5 кл. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид) М., Просвещение
2.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение»
3.
Аксенова А.К. Чтение. 7 кл. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид), М., Просвещение
4.
Малышева З.Ф. Чтение. 8 кл. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид), М., Просвещение
5.
Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение. 9 кл. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид), М., ПросвещениеОсновные
цели изучения данного предмета
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
—
расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческогообщения;
—
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и
формирование наэтой основе грамматических знаний и умений;
—
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений длярешения практических (коммуникативно-речевых) задач;
—
совершенствование навыка полноценного чтения как основы
пониманияхудожественного и научно-познавательного текстов;
—
развитие навыков речевого общения на материале доступных для
пониманияхудожественных и научно-познавательных текстов;
—
развитие положительных качеств и свойств личности.
Задачи коррекционной работы:

1. Выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников
и с взрослыми людьми.
2. Воспитание у этих детей правильного отношения и способности к обучению,
положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной
активности улучшит освоение не только школьной программы, но и сделает более
эффективным приобретение умений, необходимых для приспособления к жизни.
3. 3. Формирование адекватной самооценки вызовет у ребенка больше доверия к себе,
уменьшит его страх перед любой активностью и облегчит ее выполнение. Для
формирования самооценки ребенка (подростка) необходимо проводить упражнения и
вырабатывать у него в процессе любой деятельности соответствующую реакцию на
успех и неуспех, поощрять доверием, так как оно может стать дополнительным
стимулом познавательной активности.
4. Тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой
чувствительности, слуха, зрения и других чувств, с тем чтобы развивать более
дифференцированное и активное восприятие окружающего мира.
5. Совершенствование грубой и особенно тонкой моторики, пространственной оценки
движений не только расширят возможности перемещения и знакомства с
окружающим миром, участия в подвижных занятиях и играх, но и улучшат
формирование речи и мышления.
3. Место предмета в учебном плане.
В учебном плане с 5 по 9 классы отведено 680 часов для обязательного изучения
учебного предмета «Чтение», по 136 часов в каждом классе.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими
словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных
норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла
с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
5. Основное содержание.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг
другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка,
былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

присказка, зачин, диалог, произведение.

герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

стихотворение, рифма, строка, строфа.

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).
Тематическое планирование. 5 класс.
№

Тема

Количество
часов
1

7.
8.
9.
10.

Устное народное творчество (5ч)
Считалки.
Заклички-приговорки
Потешки.
Пословицы и поговорки.
Устное народное творчество.
Сказки (15ч)
«Никита Кожемяка» (русская сказка).
«Как наказали медведя». Сказка.
«Золотые руки». (Башкирская сказка)
«Морозко». Русская народная сказка.
«Два Мороза». (Русская сказка)

11.
12.

«Три дочери» (татарская сказка)
Урок внеклассного чтения. Русские народные сказки.

1
1

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.
«Серая Шейка.» По Д.Мамину-Сибиряку
«Серая Шейка.» По Д.Мамину-Сибиряку.
«Серая Шейка.» По Д.Мамину-Сибиряку
«Серая Шейка». По Д.Мамину-Сибиряку
«Серая Шейка». По Д.Мамину-Сибиряку.
«Серая Шейка».
Осень (9 ч)
Сентябрь. По Г.Скребицкому.
«Золотая осень». По И.Соколову-Микитову.
«Золотая осень». По И.Соколову-Микитову
Осень. К.Бальмонт
Р.Ругин «Пойдем со мной в наш тихий лес».
«Добро пожаловать!» По Г.Скребицкому
«Добро пожаловать!» По Г.Скребицкому
«Осенние грусти». По В.Астафьеву
Загадки.
«Первый снег». И. Бунин.
Урок внеклассного чтения
«Что дороже?» (осетинская сказка.)
О друзьях-товарищах (13 ч)
«Колючка». Ю.Яковлев.
«Колючка». Ю.Яковлев.
«Рыцарь Вася». Ю.Яковлев.
«Витя Малеев в школе и дома». (Отрывок.) Н.Носов
«Витя Малеев в школе и дома». (Отрывок.) Н.Носов.
«Витя Малеев в школе и дома». (Отрывок.) Н.Носов.
«Фосфорический мальчик». В.Медведев
«Фосфорический мальчик». В.Медведев.
«Дорогой подарок». Л.Воронкова.
«Дорогой подарок». Л.Воронкова.
«Дорогой подарок» Л.Воронкова.
«Твой друг». Я.Аким
Внеклассное чтение. Б.С. Житков «Пожар в море».
Басни И. А. Крылова (3ч) «Ворона и Лисица». И.А.Крылов.
«Щука и Кот». И.А.Крылов.
«Квартет». И.А.Крылов.
Спешите делать добро (11 ч)

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.

85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.

«Будущий олимпиец». Н. Хмелик.
«Слепой домик». О.Бондарчук.
«Бабка». В.Осеева (1 часть).
«Бабка». В.Осеева (2 часть).
«Бабка». В. Осеева.
«Бабка». В.Осеева (4 часть).
«Сухой хлеб». А.Платонов (1 часть).
«Сухой хлеб». А.Платонов.
«Люся». Отрывок из повести («Последний срок».) В.Распутин..
«Труд». В.Брюсов.
«Огромное небо». Р.Рождественский.
Картины родной природы. Зима (7 ч).
Декабрь. Г.Скребицкий
Р.Ругин. «Зимою».
«К зиме». К.Бальмонт.
Урок внеклассного чтения. Рассказы В.А. Осеевой.
В.А. Осеева «Синие листья»
«Всяк по-своему». Г. Скребицкий.
«Всяк по-своему». Г. Скребицкий.
О животных (21 ч)
«Поёт зима, аукает…» С. Есенин.
Р.Ругин. «Береза»
«Берёза». С.Есенин.
«Зимняя дорога». А. Пушкин.
Тёма и Жучка». (Отрывок из повести «Детство Тёмы»)1 часть. Н.ГаринМихайловский.
«Тёма и Жучка». (Отрывок из повести «Детство Тёмы»)
1 часть. Н.Гарин-Михайловский
«Тёма и Жучка». (Отрывок из повести «Детство Тёмы»)2 часть. Н.ГаринМихайловский.
«Желтухин». (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А.Толстой.
Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А.Толстой.
Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А.Толстой
Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А.Толстой
Комбинированный
«Кот Ворюга.» К.Паустовский.
«Кот Ворюга.» К.Паустовский.
«Про обезьянку». Б.Житков.
«Про обезьянку.» Б.Житков.
«Про обезьянку». Б.Житков.
Урок внеклассного чтения. «Догадливая синичка.» Г.А.Скребицкий.
«Дачники». Э.Асадов.
«Дачники». Э.Асадов.
Из рассказов Олёны Даниловны. Ф. Абрамов.
Л.Лапцуй «Смерть березки».
«Будь человеком». С.Михалков
«Идэ.» Сказка (хант.)
Урок внеклассного чтения.
«Тигр-пятиполосик». В.Бианки.
Из прошлого нашего народа (15 ч)
«На поле Куликовом. Москва собирает войско.» По О.Тихомирову.
«На поле Куликовом. Куликовская битва». По О.Тихомирову.
«На поле Куликовом. Слава героям». По О.Тихомирову.
Рассказы о войне. «Бородино».По С.Алексееву.
Рассказы о войне.
«Ключи». «Конец похода.» По С.Алексееву.
Рассказы о войне.
«Ключи. Конец похода». По С.Алексееву.
«…И снится ей жаркое лето…» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».)
Н.Некрасов.
«Белый пудель.» (Отрывки.) А.Куприн.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

«Белый пудель». А Куприн.
«Белый пудель». (Отрывки.) А.Куприн.
«Белый пудель.» (Отрывки.) А.Куприн.
«Белый пудель». (Отрывки.) А.Куприн.
«У Могилы Неизвестного Солдата». Ю.Коринец.
«Снега, поднимитесь метелью!» По Л.Жарикову.
«Снега поднимитесь метелью»! По Л.Жарикову.
Картины родной природы. Весна (16ч)
«Март». Г.Скребицкий.
Л.Лапцуй «На Севере весна бурлива».
«Вот уж снег последний в поле тает…» А.Толстой.
«От первых проталин до первой грозы». (Отрывки.) Г.Скребицкий.
«Весна-красна». Г.Скребицкий.
«Грачи прилетели». Г.Скребицкий.
«Заветный кораблик». Г.Скребицкий.
Внеклассное чтение
П.П.Бажов. «Серебряное копытце».
«В весеннем лесу». Г.Скребицкий.
«Весенние ручьи». (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А.Толстой.
«Гонимы вешними лучами…». А.Пушкин.
«Ворона». А.Блок.
«Подснежник». Е.Серова.
«Весна». И.Соколов-Микитов.
«Крупный дождь в лесу зелёном…» И.Бунин.
«Черёмуха». С.Есенин.
«Весна, весною, о весне». Я.Аким.
«Почему у глухаря глаза красные». Сказка (хант.)
Урок внеклассного чтения. «Муравьи». М. Пришвин.
Картины родной природы. Лето (8 ч)
«Июнь». Г.Скребицкий.
«Ярко солнце светит…» И.Суриков.
«Июльская гроза». (Отрывки.) А.Платонов. (1 часть)
«Июльская гроза». (Отрывки.) А.Платонов (2 часть)
«Июльская гроза». (Отрывки.) А.Платонов. (2 часть)
«Июльская гроза». (Отрывки.) А.Платонов. (3часть)
«Июльская гроза». (Отрывки.) А.Платонов. (4 часть)
Л.Лапцуй. «Березка».
«Берёзка». А Прокофьев
«Вот и клонится лето к закату…» Ю.Гордиенко.
Из произведений зарубежных писателей (13ч)
«Приключения Тома Сойера». (Отрывок.) М.Твен.
«Приключения Тома Сойера». (Отрывок.) М.Твен.
«Приключения Тома Сойера». (Отрывок.) М.Твен.
«Приключения Тома Сойера». (Отрывок.) М.Твен.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

131.
132.
133.

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Отрывки.) С.Лагерлёф.
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Отрывки.) С.Лагерлёф
Внеклассное чтение.
«Огурцы». Н.Носов.
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Отрывки.) С.Лагерлёф.
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Отрывки.) С.Лагерлёф.
«Русалочка». (Отрывок.) Г.Х.Андерсен.

134.
135.

«Русалочка». (Отрывок.) Г.Х.Андерсен.
«Русалочка». (Отрывок.) Г.Х.Андерсен.

1
1

136.

Из произведений зарубежных писателей.
Обобщение по разделу.

1

93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.

117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.

Тематическое планирование. 6 класс.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Тема урока

Моя Родина (3ч.)
«Отечество». По В. Пескову.
М. Ножкин «Россия».
М. Пришвин. «Моя Родина».
Картины родной природы. Осень (48ч.)
В. Бианки. «Сентябрь».
И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…»
Ю Качаев. «Грабитель».
Б. Житков «Белый домик».
Б. Житков «Белый домик».
Вн. Чт. Русские народные сказки. Сказка «Два Мороза».
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
К. Паустовский. «Заячьи лапы».
К. Паустовский. «Заячьи лапы».
К. Паустовский. «Заячьи лапы».
К. Паустовский. «Заячьи лапы».
И. Тургенев. «Осенний день в березовой роще»
Е. Носов. «Хитрюга».
Е. Носов. «Хитрюга».
Е. Носов. «Хитрюга».
В. Бианки. «Октябрь».
С. Михалков. «Будь человеком».
Б. Заходер. «Петя мечтает».
По Д. Биссету. «Слон и муравей».
По Д. Биссету. «Кузнечик Денди».
По Д. Биссету. «Кузнечик Денди».
Вн. Чт. В.В. Бианки «Голубые лягушки».
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
«Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины).
Ф. Глинка. «Москва» (в сокращении).
В. Бианки. «Ноябрь».
По С. Алексееву. «Без Нарвы не видать моря».
По С. Алексееву. «На берегу Невы».
По С. Алексееву. «Рассказы о русском подвиге. Медаль».
По С. Алексееву. «Рассказы о русском подвиге. Гришенька».
По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. Себряный
лебедь».
По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. Боевое
крещение».
По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. День рождения

Кол-во часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

Наполеона».
По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. В дни
спокойные».
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Е. Пермяк «Тайна цены».
Е. Пермяк «Тайна цены».
Вн. чт. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Вн. чт. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Д. Гальперина «Здравствуйте!»
Картины родной природы. Зима (35ч.)
В. Бианки «Декабрь».
Е. Благинина «Новогодние загадки».
А. Никитин «Встреча зимы».
А. Дорохов «Теплый снег».
А. Пушкин. «Вот север тучи нагоняя…»
Д. Хармс. «Пушкин».
Д. Хармс. «Пушкин».
В. Бианки «Январь».
Вн. чт. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
Х.-К. Андерсен. «Ель».
Х.-К. Андерсен. «Ель».
Х.-К. Андерсен. «Ель».
А. Чехов «Ванька».
А. Чехов «Ванька».
А. Чехов «Ванька».
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом».
И. Суриков «Белый снег пушистый…»
М. Зощенко «Леля и Минька».
М. Зощенко «Леля и Минька».
Вн. чт. Л.А. Кассиль «У классной доски».
Ю. Рытхэу. «Пурга».
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».
В. Бианки «Февраль».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
Х.К Андерсен «Снежная королева».
Х.К Андерсен «Снежная королева».
Х.К Андерсен «Снежная королева».
Х.К Андерсен «Снежная королева».
Х.К Андерсен «Снежная королева».
Х.К Андерсен «Снежная королева».
Х.К Андерсен «Снежная королева».
Картины родной природы. Весна (49ч.)
С. Смирнов «Первые приметы»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134

В. Бианки. «Март».
Вн. чт. С.Я. Маршак. «Мистер-Твистер».
По В. Пескову. «Весна идет».
М. Пришвин. «Жаркий час».
Г. Скребицкий. «Весенняя песня».
Г. Скребицкий. «Весенняя песня».
В. Жуковский. «Жаворонок».
А. Толстой. «Детство Никиты».
А. Твардовский «Как после мартовских метелей…».
А. Плещеев. «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна…».
В. Бианки. «Апрель».
К. Паустовский. «Стальное колечко».
К. Паустовский. «Стальное колечко».
К. Паустовский. «Стальное колечко».
Вн. чт. Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».
По В. Астафьеву «Злодейка».
По Е. Барониной «Рассказы по зверей».
По Е. Барониной «Рассказы по зверей».
В. Драгунский «Кот в сапогах».
В. Драгунский «Кот в сапогах».
Д. Хармс «Заяц и еж».
И. Крылов «Зеркало и обезьяна».
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави».
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави».
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави».
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави».
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави».
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави».
Вн. чт. М. Пришвин. «Кладовая солнца».
В. Набоков. «Дождь полетел и сгорел налету…»
В. Бианки. «Май».
М. Дудин. «Наши песни спеты на войне».
В. Медведев. «Звездолет Брунька».
В. Медведев. «Звездолет Брунька».
В. Медведев. «Звездолет Брунька».
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
В. Астафьев. «Зорькина песня».
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…»
Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения
Буратино».
Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения
Буратино».
По К. Паустовскому. «Корзина с еловыми шишками».
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
В Астафьев. «Зорькина песня».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

135
136

В Астафьев. «Зорькина песня».
Итоговый урок.

1
1

Тематическое планирование. 7 класс.
№ п/п

14
15-19

Тема урока
I.Устное народное творчество
УНТ – вступительная статья.
Жанры УНТ.
«Сивка - бурка» - русская народная сказка.
«Журавль и Цапля» - русская народная сказка.
«Умный мужик» - русская народная сказка.
Внеклассное чтение «Русские народные сказки».
«Три поездки Ильи Муромца» - былина.
Народные песни.
Пословицы и загадки.
Викторина по УНТ.
2. Из произведений русской литературы XIX
А.С. Пушкин – биография.
«Сказка о царе Салтане…»- А.С. Пушкин.

20
21
22
23
24-26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
36
37
38-39
40
41
42
43-44
45
46

Отзыв о прочитанном
«Зимний вечер» - Пушкин А.С.
«У лукоморья»-А.С. Пушкин.
М.Ю. Лермонтов – биография.
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
И.А. Крылов – биография.
«Кукушка и Петух» -И.А. Крылов.
«Волк и Журавль» -Крылов И.А.
«Слон Моська» - И.А. Крылов.
Внеклассное чтение «О чём рассказывают басни».
Н.А. Некрасов – биография.
«Несжатая полоса» -Н.А. Некрасов.
«Генерал Топтыгин» -Некрасов Н.А.
Л.Н. Толстой – биография.
«Кавказский пленник» - Толстой. Встреча с врагом.
В плену.
Доверие.
Подготовка к побегу
Неудачный побег.
Спасение.
Отзыв о прочитанном.
Внеклассное чтение : «Учитесь властвовать собой».

1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1

47
48-50
51
52
53
54-55
56
57
58-59
60

А.П. Чехов – биография.
«Хамелеон» -А.П. Чехов.
«Мой Чехов» - внеклассное чтение.
В.Г. Короленко – биография.
«Дети подземелья» - В.Г. Короленко. Я и мой отец.
Новое знакомство.
Дружба.
Осень.
Кукла.
Отзыв о прочитанном.

1
3
1
1
1
2
1
1
2
1

61

Обобщающий урок по повести «Дети подземелья»-В.Г.
Короленко.

1

1
2
3-5
6
7
8
9-10
11
12
13

Кол-во часов
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
5

1

63
64
65
66
67
68
69
70-71

Внеклассное чтение «Русские писатели 19 века».
3. Из произведений русской литературы XX века
А.М. Горький – биография.
«Детство» - А.М. Горький. Тяжёлая обстановка в доме деда
История с напёрстком
Изложение
Наказание
Отношение к наказанию
Отзыв о прочитанном.
«В людях» - А.М. Горький. Попытка учиться

72-73
74-75
76
77-78
79
80

Приём у врача
Изложение.
Отзыв о прочитанном
М.В. Исаковский «Детство».
«Ветер» - Исаковский М.В.
М.В. Исаковский - «Весна».

2
2
1
2
1
1

81
82-86
87
88
89- 92
93
94-96
97-99
100
101
102
103106
107111
112118
119120
121125
126128
129
130
131
132
133
134
135136

К.Г. Паустовский вступительная статья.
«Последний чёрт» - К.Г. Паустовский.
Внеклассное чтение «Мой любимый герой».
М.М. Зощенко – вступительная статья.
«Великие путешественники» - М.М. Зощенко.
К.М. Симонов – вступительная статья.
«Сын артиллериста» - К.М. Симонов.
В.П. Катаев «Флаг».
Н.И. Рыленков «Деревья».
«Весна без вещуньи-кукушки»- Н.И. Рыленков.
Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке».
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».

1
5
1
1
4
1
3
3
1
1
1
4

«Картофельная собака» - Ю.И. Коваль.

5

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

7

Внеклассное чтение по интересам.

2

Р.П. Погодин «Время говорит пора».

5

А.Г. Алексин «29 февраля».

3

Отзыв по прочитанному.
Внеклассное чтение по интересам.
К.Я. Ваншенкин «Мальчишка».
К.Я. Ваншенкин «Снежки».
Проверка техники чтения.
Обобщающий урок по литературе XX века.
Внеклассное занятие по чтению.

1
1
1
1
1
1
2

62

1
1
1
1
1
1
1
2

Тематическое планирование. 8 класс.
№

I

Тема урока
Устное народное
творчество

Кол-во часов

1

Введение. Сказки.

1

2-4
5
6
7
8-9

Чтение и анализ рус. нар. Сказки "Волшебное кольцо".
Пословицы и поговорки.
Баллады. Жуковский "Перчатка".
Суриков "Нашла коса на камень".
Былины. "Добрыня и Змей".
Произведения русских
писателей XIX века
Пушкин А.С. Биография.
Басина М.Я. "Публичное испытание"
Пущин И.И. "Записки о Пушкине"
Пушкин А.С."Памятник", "Во глубине сибирских руд"
Пушкин А.С."Зимнее утро"
ПушкинА.С. "И.И.Пущину", "19 октября 1827".
Пушкин А.С. "Няне", "Сожженное письмо", "Я вас любил".
Пушкин А.С. «Сказка попе и о работнике его Балде"
Лермонтов М.Ю. Биография.
Лермонтов М.Ю. "Родина"
Лермонтов М.Ю. "Сосна". "Парус".
Лермонтов М.Ю. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова".
Внеклассное чтение. В. Шукшин Рассказы
Литература Урала
Фольклор Урала.
А. К. Матвеев «Спор об Урале»
Предания и легенды народа коми.
Исторические предания и легенды башкир.
Из удмуртской народной поэзии.
Обобщающий урок за 1-ю четверть
Крылов И.А. Биография
Крылов И.А. "Волк на псарне
Крылов И.А. «Осел и Соловей»
Крылов И.А. "Муха и Пчела".
Некрасов Н.А. Биография.
Некрасов Н.А. "Размышления у парадного подъезда".
Некрасов Н.А. "В полном разгаре страда деревенская".
Некрасов Н.А. "Мороз - Красный нос". "Русские женщины".
Никитин И.С 'Русь".
-"- "Утро на берегу озера".
Внеклассное чтение. Полевой Б.Н. "Повесть о настоящем
человеке".
Тургенев И.С. Биография.
Тургенев И.С. Муму". Чтение и анализ.
Литература Урала.
Исторические и бытовые предания Среднего Урала.
Исторические и лирические песни.
Уральские сказители
П.П.Бажов Биография.
П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Толстой Л.Н. Биография.
Толстой Л.Н. "После бала
Обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей 19 в.»
Произведения русских писателей 1-й половины 20 века.
Чехов А.П. А.П. Биография.
Чехов А.П. Лошадиная фамилия"

3
1
1
1
2

II
10
11
12
13
14
15
16
17-18
19
20
21
22-25
26-27
28
29-30
31-32
33-34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47-48
49
50-57
58-60
61
62
63-64
65
66-67
68
III
69
70

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
4
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
8
3
1
1
2
1
2
1
1
1

71
72-79
80-82
83
84
85
86
87-88
89-91
92

Короленко В.Г. Биография.
"Слепой музыкант"
Горький М. "Макар Чудра". Чтение и анализ.
Есенин С.А. Биография. "Спит ковыль".
"Пороша".Заучивание.
"Отговорила роща золотая»
Внеклассное чтение. Есенин С.А. Стихи.
Платонов А. П. "Разноцветная бабочка".
Толстой А.Н. "Русский характер".
Заболоцкий Н.А. "Некрасивая девочка".

1
8
3
1
1
1
1
2
3
1

93
94

Внеклассное чтение. Чехов
Обобщающий урок по теме «Произведения русских
писателей 1-й половины 20 века.»
Литература Урала
П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»
П.П. Бажов «Каменный цветок»

1
1

95-99
100104
IV
105106
107111
112113
114 116
117118
119120
121125
126
127
128

129
130134
135
136

5
5

Произведения русских писателей 2-й половины 20 века
Паустовский К.Г. «Телеграмма».

2

Фраерман Р.И. "Дикая собака Динго или повесть о первой любви".

5

Кассиль Л.А. "Пекины бутсы»

2

Твардовский А.Т."Василий Теркин".

3

Шукшин В.М. "Гринька Малюгин".

2

Астафьев В.П. "Далекая и близкая сказка"

2

Погодин Р.П .'Алфред".

5

Сурков А.А. "Родина"
Внеклассное чтение Н.Рубцов Стихи
Заключительно - обобщающий урок по теме «Произведения
русских писателей 2-й половины 20 века»
Литература Урала
Салават Юлаев, «Урал»
Н.А.Дурова «Кавалерист-девица»
Обобщающий урок по теме «Литература Урала»
Заключительно - обобщающий урок за год.

1
1
1

1
5
1
1

Тематическое планирование 9 класс.
Тема урока

№
урока

Кол-во
часов

1.

1. Устное народное творчество
Обзорный урок. Устное народное творчество

1

2.

Пословицы.

1

3.
4
5
6.

Русские народные песни. Колыбельная.
Русские народные песни. За морем синичка не пышно жила.
Былины. Былина «На заставе богатырской».
Былина «На заставе богатырской».

1
1
1
1

7. РР
8.
9.
10
11
12.
13.

14.
15.
16. РР
17.
18.
19.
20.
21.
22. РР
23
24
25
26
27
28.
29.
30
31
32.
33.
34-35.
32. РР
36
37
38.
39-40
41-42
43-44
45. РР
46-4748-49
50-51
51.
52.
53.
137.
55.
56.
57.
РР
58.
59.
60.

РР

Работа по картине В.Васнецова «Богатыри».
Проверка техники чтения.
Сказки. Русская народная сказка.
«Сказка про Василису Премудрую».
«Сказка про Василису Премудрую».
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Сравнение волшебной сказки и былины
Повторение и обобщение по теме «Устное народное творчество». Проверка
техники чтения.
2. Из произведений русской литературы XIX века
Басни. И.А.Крылов.
Жизнь и творчество великого русского баснописца.
И.А.Крылов. Басня «Кот и повар».
Сочинение- рассуждение «Жизненность басен И.А.Крылова».
Басни И.А.Крылова. Викторина по басням И.А.Крылова.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта.
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь первая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь вторая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь третья).
Работа по картине В.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с
половцами».
А.С.Пушкин. Проза.
Проза в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Барышня – крестьянка».
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
А.С.Пушкин « Бесы»
А.С.Пушкин «К морю»
А.С.Пушкин « Анчар»
Викторина по творчеству А.С.Пушкина. Проверка техники чтения.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи».
М.Ю.Лермонтов. «Баллада».
М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна».
Описание моря в произведениях М.Ю.Лермонтова «Баллада» и «Морская
царевна».
И.Андронников о М.Ю.Лермонтове.
Викторина по произведениям М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница» (глава 1 «Ганна»).
Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница»
(глава 5 «Утопленница»).
Н.В.Гоголь «Майская ночь или утопленница»
(гл. 6 «Пробуждение»).
Описание вечера в повести «Майская ночь или утопленница».
Повесть из книги Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
( «Ночь перед Рождеством»).
Повесть из книги Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
(«Заколдованное место»,)
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта.
Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час» (отрывки).
Н.А.Некрасов. Поэма «Саша».
Описание леса в поэме Н.А.Некрасова «Саша».

1

Н.А.Некрасов. Поэма «Саша» (отрывки). Начало поэмы о детстве Саши.
Викторина по произведениям Н.А.Некрасова.
Проверка техники чтения.
Что я знаю о международной экологической организации «Гринпис». Письмо в
организацию «Гринпис».
А.А.Фет. Жизнь и творчество поэта.
А.А.Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди». Романс А.Е Варламова на
слова А.А.Фета «На заре ты её не буди».
А.А.Фет «Помню я: старушка няня…»

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
1
4
2
1
1
1
1

1
1
1
1

61. РР
62.
63.
64.
65.
66.
67-69
70
71
72.
73.
74-76
77-78
79-80
81-84
84
85

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99. РР
100
101
102
103.
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114.
115.
116.
117119
120 122
123
124
125.

Сочинение – рассуждение на тему «Можно ли верить гаданию?»
А.А.Фет. «Это утро, радость эта».
Вн.чтение .А.А.Фет. Избранное. Чтение любимых стихотворений А.А.Фета.
А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя.
А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленники».
А.П.Чехов. Рассказ «Пересолил».
А. П.Чехов. «Дом с мезонином».
А.П.Чехов «Тоска»
А.П.Чехов «Смерть чиновника»
Викторина по произведениям А.П.Чехова.
Л.Н Толстой .Жизнь и творчество
Л.Н.Толстой « Юность». Обзор содержания.
Л.Н.Толстой «Два гусара» (отрывки).
И.А.Бунин. Жизнь и творчество « Косцы»
А.И.Куприн «Тапер».
А.Н.Майков «Ласточки»
Тест по разделу «Из произведений русской литературы XIX века».
Проверка техники чтения.
3. Из произведений русской литературы XX века
М.Горький. Жизнь и творчество писателя.
М.Горький. «Песня о Соколе».
А.Н.Толстой «Грибы».
Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество поэта.
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».
Н.М.Рубцов. «Русский огонёк».
Н.М.Рубцов. «Зимняя песня».
Работа по картине Левитана «Озеро»
Работа по картине Левитана «Озеро».
Н.М.Рубцов. Песни, написанные на слова Рубцова («В горнице моей светло»).
М.А Шолохов. Жизнь и творчество писателя.
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
Письменное изложение эпизода «Побег Андрея из плена» (по составленному
плану).
М.А.Шолохов. «Судьба человека» (чтение всего рассказа).
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»
А.Т.Твардовский Жизнь и творчество писателя. «Урожай»
А.Т.Твардовский « Весенние строчки»
А.Т.Твардовский « Я убит подо Ржевом»
В.М.Шукшин. Жизнь и творчество писателя «Волки»
В.М.Шукшин «Кляуза»
Ю.Коваль.
«Приключения Васи Куролесова» (глава1.«В деревне Сычи»).
Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава 2. «Тёртый калач»).
Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (главы 3 и 4. «Парочка поросят»,
«Тёмная ночь»).
Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (главы 5 и 6. «Рыжий»,
«Обыкновенный мешок»).
Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава 7. «Вася бьёт черноусого»).
Тест по разделу «Из произведений русской литературы XX века».
В. ч. В.Быков «Альпийская баллада».
В. ч. Ю.Бондарев «Последние залпы».
В.ч. В.О.Богомолов «Иван».
Внеклассное чтение. Б.Васильев «А зори здесь тихие».
Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3
2
2
4
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

А.Рыбаков «Кортик» ( отрывки)

3

Л.Н.Ошанин «Кем я был на войне»
А.А.Ахматова « Мужество»
А.А.Фадеев «Разгром» ( отрывок )

1
1
1

126

127128
129.
РР
130.
131.
132.
РР
133.
134.
РР
135
РР
136.

Повторение и обобщение по теме «Из произведений русской литературы XX
века.
4. Из произведений зарубежной литературы
Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд».

1

Сочинение – рассуждение «Можно ли жестокостью покорить народ?»

1

Э.Сетон – Томпсон «Снап» (главы 1и 2). Проверка техники чтения.
Э. Сетон – Томпсон «Снап» (глава 3).
Что общего в произведениях Э. Сетон – Томпсона «Снап», К.Г.Паустовского
«Заячьи лапы» и «Картофельная Собака» Ю. Коваля.
Д.Дарелл. «Живописный жираф».
Сравнительная характеристика Питера и Билли по составленному плану.

1
1
1

Сравнительная характеристика Питера и Билли по составленному плану.

1

Подведение итогов.
Список рекомендуемой литературы для чтения летом.

1

2

1
1

7. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся с ОВЗ. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами
речи;
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над
которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках проверяются:
1) знание полученных сведений о писателях, поэтах и их творчестве;
2) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые
сам же исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь), если ученик обнаруживает незнание большей
части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка
«2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится
определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов,
данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный
балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но
и осуществлялась проверка его умения применять знания на
практике.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки
учащихся. Сочинения и изложения в 5,7,9 классах проводятся в соответствии с
требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
в 5 классе – 100-150 слов,
в 6 классе – 150-200 слов,
в 7 классе – 200-250 слов,
в 8 классе – 250-350 слов,
в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 9 классе может быть
увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная
работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объем ученического сочинения зависит от многих
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е.
за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки
считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев,
когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае
первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по
литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
 соответствие работы ученика теме и основной мысли;
 полнота раскрытия темы;
 правильность фактического материала;
 последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
 разнообразие словаря и грамматического строя речи;
 стилевое единство и выразительность речи;
 число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
При оценке сочинения необходимо учитывать
1. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то
при оценке работы следует исходить из нормативов,
увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при
оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях:
6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения
не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема высказывания, хотя по остальным показателям оно
написано удовлетворительно.
Оценка обучающих работ
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся
только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и
содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого
вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 80– 100 %;
«4» - 70 – 79 %;
«3» - 45 – 69 %;
«2»- 44 и менее %.
Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ по литературе:
усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие. Итоговая
отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое
предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую
подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для
того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении
всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты
их текущей успеваемости.
Промежуточный контроль: техника чтения 5-9 класс.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».