доплнительная программа по подготовке к олимпиаде по биологии

Дополнительная общеразвивающая программа
«ШКОЛА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ПО БИОЛОГИИ»
Срок освоения: 1 год Возраст обучающихся: 14-18 лет

Разработчик-Колотова Екатерина Александровна

Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа подготовки к
олимпиаде по биологии» (далее – программа) относится естественнонаучной
направленности. Программа предполагает разностороннее изучение разделов
биологии, способствует профессиональному самоопределению учащихся.
Программа предполагает высокий уровень заинтересованности учащихся в
углублении биологических знаний.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся от 14 до 18 лет, желающие
расширить базовые знания в биологии. На обучение принимаются как
мальчики, так и девочки без определенной практической или физической
подготовки.
Актуальность
В данной программе предполагается формирование экологической и
биологической компетентности молодежи, что является приоритетным
направлением в подготовке участников олимпиад. В настоящее время
выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой
современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию
и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны. Одаренным
детям нужны специальные образовательные программы. Только комплексное
эколого-воспитательное

воздействие

на

сознание

личности

позволит

сформировать внутреннюю убежденность в недопустимости причинения
вредных последствий окружающей среде.
Отличительные особенности программы
Основное содержание программы направлено на формирование у
учащихся общебиологических знаний как основы научной картины мира,
экологической и генетической грамотности, норм и правил здорового образа
жизни, умений

характеризовать,

определять, сравнивать, объяснять и

сопоставлять биологические объекты, делать выводы. В дополнительную
общеразвивающую программу включены практические занятия, включающие
подробный разбор олимпиадных заданий.
Новизна программы
Программа «Подготовка к олимпиаде по биологии» предназначена для
актуализации, углубления и систематизации знаний, полученных в курсе
биологи, а также выработки чёткости изложения, умения обобщать факты и
анализировать явления природы, для развития умений, необходимых для
успешного прохождения этапов олимпиады.
Уровень освоения программы
Уровень

освоения

программы

–

углубленный.

В

программе

предусмотрено развитие у учащихся интереса к научной и научноисследовательской деятельности. Результативность освоения программы
прогнозируется

через

участие

учащихся

в

районных,

городских

и

всероссийских мероприятиях; наличие выпускников, продолживших обучение
по профилю.

Цели

и

задачи

программы Цель
Формирование у обучающихся более углубленных знаний по биологии,
создание
необходимых

условий

для

личностного

развития

учащихся,

позитивной

социализации и профессионального самоопределения.
Задачи
Обучающие:
1.

углубить, расширить и систематизировать знания учащихся в

области биологии и экологии;
2.

обучить

приемам

биологических

исследований

и

практической работы в области биологии и экологии.
Развивающие:
1.

развивать способность к самообразованию и саморазвитию;

2.

развивать интеллектуальные и творческие способности, умения

по выполнению олимпиадных заданий;
3.

развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать.

Воспитательные:
1.

воспитывать позитивное ценностное отношение к природе,

собственному здоровью и здоровью других людей;
2.

формировать

интерес

школьников

к

более

глубокому

и

прочному овладению биологическими знаниями;
3.

повышать уровень экологической и коммуникативной культуры

учащихся;
4.

развивать самоконтроль и самооценку знаний

5.

воспитывать целеустремленность, навыки самоорганизации.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1. сформируют позитивное ценностное

отношение к природе,

собственному здоровью и здоровью других людей;

2.

приобретут интерес к более глубокому и прочному овладению

биологическими знаниями;
3. повысят уровень экологической и коммуникативной культуры;
4. разовьют самоконтроль и способность к самооценке знаний;
5. приобретут целеустремленность и навыки самоорганизации.

Метапредметные результаты:
1.

разовьют способность к самообразованию и саморазвитию;
2. разовьют интеллектуальные и творческие способности, а также

умения по выполнению олимпиадных заданий;
3. разовьют умения анализировать, обобщать, сравнивать.

Предметные результаты
1. углубят, расширят и систематизируют знания в области биологии и

экологии;
2. научатся

приемам

биологических

исследований

и

практической работы в области биологии и экологии.
3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Язык реализации программы – образовательная деятельность
осуществляется на русском языке.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации программы
В программе предусмотрено проведение занятий в каникулярное
время и участие учащихся в массовых мероприятиях и выездах
различного уровня.
Особенности организации образовательного процесса

Логика

построения

предусматривает

и

обширное

освоения

погружение

настоящей
в

биологию

программы
для

более

подробного изучения всех разделов. Программа предполагает не только
освоение теории, но и проведение практических занятий, а также
решение задач олимпиады предыдущих годов с подробным разбором
заданий.
Условия набора в коллектив
Прием

в

группу

осуществляется

по

желанию

учащегося.

Предварительной подготовки не требуется.
Условия формирования групп
Формируются разновозрастные группы от 14 до 18 лет. Возможно
зачисление на второй и третий год обучения при наличии у ребенка
повышенного интереса к предмету, а также базовых знаний и умений в
области биологии выявленных в результате собеседования.
Форма организации занятий
Групповые занятия – работа в небольших по составу группах в
пределах одного коллектива;
Индивидуальные занятия – самостоятельное выполнение учащимся
задания с последующим обсуждением с педагогом.
Данная организация образовательного процесса позволяет наиболее
полно и эффективно освоить образовательную программу.

Формы проведения занятий
Основной формой организации деятельности при реализации программы
является учебное занятие, а также используются следующие формы работы:

Формы

Характеристи

занятий

ка
Занятия

в

кабинете,

лаборатории
Педагог в лекционной форме знакомит учащихся с
Лекционные

теоретическим

материалом,

учащиеся

выполняют

различные задания, для более эффективного усвоения
теоретической информации.
Освоение навыков практической биологии. Выполнение
Практические

практических заданий, проектирование, моделирование.
Работа с лабораторным и полевым исследовательским
оборудованием.
Развитие коммуникативных

Семинарские

умений учащихся.

Представление учащимися подготовленных
сообщений

связанных

с тематикой

занятий, с собственными научными интересами.
Проведение
Консультации

консультаций

педагогом

по

темам

индивидуальных исследовательских работ и проектов.
Индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Индивидуальный разбор заданий олимпиады с учащимися.
Развитие коммуникативных умений учащихся. Обсуждение

Круглый стол

выбранной проблемы, высказывание своей точки зрения.
Приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Конференция

Приобретение учащимися опыта публичных
выступлений.

Представление

исследовательских работ и научных проектов.

Проведение

интеллектуальных

и

деловых

игр

для

поддержания интереса к науке, формирования собственной

Игра

позиции, проигрывания
социальных ролей при решении задач.
Итоговое

Повторение пройденного материала, подведение итогов.

занятие
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая – работа в небольших по составу группах в пределах
одного коллектива;
Индивидуально-групповая – распределение учебной работы между
членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи.
Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем
выносятся на рассмотрение учащихся и педагога;
Индивидуальная – самостоятельное выполнение учащимся задания с
последующим обсуждением с педагогом.
Материально-техническое оснащение программы
Мультимедийное оборудование. Компьютер, ноутбук, проектор, экран
для проектора, принтер.
Лабораторное

оборудование.

Микроскопы

световые,

микроскопы

стереоскопические, полевая гидрохимическая лаборатория, чашки Петри,
препаровальные иглы, пинцеты, градусники спиртовые для воды, градусники
спиртовые для воздуха, наборы постоянных препаратов (растения), набор
постоянных препаратов (животные), предметные стёкла (набор), покровные
стёкла (набор).
Наглядные пособия: гербарии, коллекции насекомых, перьев, гнезд, яиц
птиц, грибов, плодов и семян растений, фиксированные пробы водорослей,
беспозвоночных и
других групп живых организмов, коллекции животных зооуголка ДДЮТ.

Полевое

оборудование.

Бинокли,

гидробиологический

сачок,

планктонная сеть, энтомологический сачок, морилка, расправилка, кюветы,
сосуды для проб, диктофон, GPS-навигатор, фотокамера, гигрометр, люксметр,
гербарная сетка.
Кадровое обеспечение
Программу

реализует

педагог

дополнительного

образования

по

направлению деятельности – биология и экология.
Программа ориентирована на ключевые компетенции
Ценностно-смысловые компетенции, связанные с мировоззрением,
пониманием окружающего мира, осознанием своей роли и предназначения,
обеспечивающие механизм самоопределения учащегося.
Общекультурные компетенции, определяющие и формирующие у
учащихся

познания

культурологического

и

осведомленность

значения

и

в

нравственных

общечеловеческого

вопросах

понимания

мира,

формирования научной картины мира.
Учебно-познавательные

компетенции,

развивающие

у

учащегося

самостоятельную эвристическую деятельность и способствующие овладению
креативными навыками продуктивной деятельности. Включает элементы
логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с
реальными

познаваемыми

объектами

(знания и

умения

организации

целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности).
Информационные компетенции, формирующие потребность к поиску,
анализу и преобразованию необходимой информации.
Коммуникативные компетенции, способствующие взаимодействию с
окружающими людьми, развитию навыков работы в группе.

Компетенции

личностного

самосовершенствования,

связанные

с

физическим, духовным и интеллектуальным саморазвитием, с основами
безопасности жизнедеятельности, правилами личной гигиены, формированием
психологической грамотности и культуры поведения.

Учебный план 1 год обучения
№

Название

Количество часов

п/

раздела,

Всег

п

темы

о

1.

Вводное занятие

Форма контроля

Теория Практик
а
Выполнение
олимпиадных
заданий

2.

Покрытосеменн

Тестирование

ые растения
3.

Голосеменн

Тестирование

ые
растения
4.

Споровые

Тестирование

растения
5.

Водоросли

Опрос

6.

Лишайники

Опрос

7.

Грибы

Опрос

8.

Бактерии

и

Практические

вирусы

задания

9.

Протисты

Опрос

10

Беспозвоночные

Тестирование

Позвоночные

Тестирование

.
11
.
12

Эволюция

Выполнение
олимпиадных

.

заданий
13

Итоговое

.

занятие

Выполнение
олимпиадных
заданий,

тестирование
Всего

54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Краткая характеристика программы:
Комплексная программа «Подготовка к олимпиаде по биологии» имеет
естественнонаучную направленность. Она предполагает углубленное изучение
разделов биологии,

способствует

профессиональному самоопределению

учащихся.
Программа первого года обучения

включает изучение разделов

ботаники, микробиологии и зоологии.
Основное содержание этих блоков направлено на проверку у учащихся
общебиологических знаний как основы научной картины мира, экологической
грамотности, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать,
определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты,
делать выводы.
Цель – поддержка учащихся, проявляющих интерес к изучению биологии
и экологии, формирование их экологической и биологической компетентности
через подготовку к участию в олимпиаде по биологии.
Задачи:
Обучающие:
1.

Углубить, расширить и систематизировать знания учащихся в

области зоологии, ботаники, микробиологии;
2.

работы

Обучить приемам биологических исследований и практической
в области биологии и экологии.

Развивающие:
1. формировать интерес школьников к более глубокому и прочному овладению

биологическими знаниями;

2. развивать способность к самообразованию и саморазвитию;
3. развивать

интеллектуальные
умения

и творческие способности,

по выполнению олимпиадных заданий;

4. развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать;
5. развивать самоконтроль и самооценку знаний.

Воспитательные:
1. воспитывать

позитивное

ценностное

отношение

к

природе,

собственному здоровью и здоровью других людей;
2. повышать

уровень экологической и коммуникативной культуры

учащихся;
3. воспитывать целеустремленность, навыки самоорганизации.

Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование
по вопросам олимпиады.
2. Покрытосеменные растения.
Особенности строения клеток растений. Растительные ткани. Систематика
растений. Корень и корневая система. Морфология и анатомическое строение
корня. Транспортные пути в растении. Элементы минерального питания
растений. Побег и система побегов. Почка. Особенности роста побегов,
разновидности надземных побегов.
Стебель. Функции и жизненные формы побегов. Лист. Морфология и
анатомия. Транспирация и дыхания листа. Цветок. Формула цветка. Опыление
и оплодотворение.
Соцветия.

Плоды.

Классификация.

Семя.

Распространение

плодов и семян. Бесполое и половое размножение растений.
3. Голосеменные растения.
Разнообразие
растений.

голосеменных

Анатомия

голосеменных растений.
4. Споровые растения.

растений.

голосеменных

Морфология

растений.

голосеменных

Жизненные

циклы

Жизненные циклы споровых растений. Строение папоротников, плаунов, хвощей
и мохообразных.
5. Водоросли.
Общая характеристика водорослей. Система водорослей. Разборка
сложного

вопроса.

Краткая

характеристика

отделов

водорослей.

Жизненные циклы водорослей.
6. Лишайники.
Общая

характеристика

лишайников.

Особенности

строения

лишайников.

Сходство с лишайниками и грибами. Особенности экологии лишайников.
7. Грибы.
Общая

характеристика.

Образ

жизни

и

распространение

грибов

и

грибоподобных организмов. Систематика грибов. Жизненные циклы грибов.
Значение грибов в практической деятельности человека.
8. Бактерии и вирусы.
Общая

характеристика

систематические

группы

бактерий.

Питание

бактерий.

бактерий.

Бактериальные

Основные

болезни.

Общая

характеристика вирусов. Жизненные циклы вирусов. Основные группы
вирусов. Вирусные заболевания.
9. Протисты.
Место протистов в системе живой природы. Жизненные циклы протистов.
Основные группы протистов.
10. Беспозвоночные.
Губки. Общая характеристика. Книдарии. Общая характеристика. Плоские
черви. Разнообразие и значение. Жизненные циклы. Круглые черви.
Разнообразие и значение. Жизненные циклы. Кольчатые черви. Разнообразие и
значение. Жизненные циклы.
Моллюски. Общая характеристика и систематика.
Членистоногие. Паукообразные –
общая

характеристика.

Членистоногие.

Многоножки

–

общая

характеристика. Членистоногие. Ракообразные – общая характеристика.
Членистоногие. Насекомые – общая характеристика.
11. Позвоночные.

Головохордовые и личинкохордовые Круглоротые. Общая характеристика. Рыбы.
Общая характеристика.

Костные

и

хрящевые

рыбы.

Амфибии.

Общая

характеристика.
Основные группы амфибий. Рептилии. Общая характеристика. Основные
группы

рептилий.

Птицы.

Общая

характеристика.

Особенности

жизнедеятельности птиц.
Млекопитающие.

Общая

характеристика.

Образ

жизни

млекопитающих

в

зависимости от времени года. Основные группы млекопитающих.
12. Эволюция.
Микроэволюция. История развития эволюционных идей. Естественный отбор.
Понятия вида – основной этап эволюционного процесса. Популяция как
единица эволюционного процесса. Элементарные факторы эволюции.
Макроэволюция.
направления

Доказательство
эволюционного

эволюции. Основные
процесса.

Происхождение

развития жизни на земле. Гипотезы происхождения жизни.
Основные пути эволюции животных и растений.
13. Итоговое занятие. Подведение итогов. Прохождение тестирования.
Планируемые результаты
Предметные:
1.

приобретут знания о многообразии низших растений, грибов,

лишайников, бактерий, их строении, экологии, о жизненных циклах, способах
размножения;
2.

освоят приемы биологических исследований и практической

работы в области биологии и экологии.
Метапредметные:
1.

сформируют интерес к более глубокому и прочному
овладению биологическими знаниями;

2.

разовьют способность к самообразованию и саморазвитию;

3.

разовьют интеллектуальные
способности,

и

умения

творческие
по

выполнению

олимпиадных заданий;
4.

разовьют умения анализировать, обобщать, сравнивать;

5.

разовьют способность к самоконтролю и самооценке знаний.

Личностные:
1.

разовьют

позитивное

ценностное

отношение

к

природе,

собственному здоровью и здоровью других людей;
2.

повысят уровень экологической и коммуникативной культуры;

3.

разовьют целеустремленность и навыки самоорганизации.

Календарно-тематический
план 1 год обучения

Тема

Количество
часов

1

1. Вводное занятие. Практическая работа: тестирование по

1

вопросам олимпиад. Техника безопасности
2. Покрытосеменные растения
2

Особенности строения клеток растений. Растительные ткани.

1

3

Систематика растений.

1

4

Корень и корневая система. Морфология и анатомическое

1

строение корня.
5

Побег и система побегов. Почка. Особенности роста побегов,

1

разновидности надземных побегов.
6

Стебель. Функции и жизненные формы побегов.

1

7

Лист. Морфология и анатомия. Транспирация и дыхания листа.

1

8

Цветок. Формула цветка. Опыление и оплодотворение. Соцветия.

1

Плоды. Классификация. Семя. Распространение плодов и семян.

3. Голосеменные растения
9

Разнообразие голосеменных растений.

1

10

Морфология голосеменных растений.

1

4. Споровые растения
11

Жизненные циклы споровых растений.

1

12

Папоротники. Строение. Плауны. Строение. Хвощи. Строение.

1

Мохообразные. Строение.
5. Водоросли
13

Общая характеристика водорослей. Краткая характеристика отделов

1

водорослей.
6. Лишайники
14

Общая характеристика лишайников.

1

7. Грибы
15

Общая характеристика.

1

8. Бактерии и вирусы
16

Общая характеристика бактерий.

1

17

Питание бактерий.

1

18

Основные систематические группы бактерий.

1

19

Бактериальные болезни.

1

20

Общая характеристика вирусов.

1

9. Протисты
21

Место протистов в системе живой природы. Жизненные циклы

1

протистов.
10. Беспозвоночные
22

Губки. Общая характеристика.

1

Книдарии. Общая характеристика.
23

Плоские черви. Разнообразие и значение. Жизненные циклы.

2

24

Круглые черви. Разнообразие и значение.

1

25

Жизненные циклы.

1

26

Кольчатые черви. Разнообразие и значение. Жизненные циклы.

2

27

Моллюски. Общая

1

28

Членистоногие.

характеристика и систематика.

3

11. Позвоночные
29

Рыбы. Общая характеристика.

1

30

Костные и хрящевые рыбы.

1

31

Амфибии. Общая характеристика.

1

32

Рептилии. Общая характеристика.

1

33

Птицы. Общая характеристика.

1

34

Млекопитающие. Общая характеристика.

1

35

Основные группы млекопитающих.

1

12. Эволюция
36

Микроэволюция.

История

развития

эволюционных

идей.

2

Понятия вида – основной этап эволюционного процесса. Популяция

3

Естественный отбор.
37

как единица эволюционного процесса.
38

Элементарные факторы эволюции.

39

Макроэволюция.

Доказательство

2
эволюции.

Основные

2

направления эволюционного
процесса.
40

Происхождение развития жизни на земле. Гипотезы происхождения

2

жизни.
41

Основные пути эволюции животных и растений.

1

42

Итоговое занятие. Подведение итогов. Прохождение тестирования.

1

43

Решение олимпиадных задач

2

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы включают диагностические методы, формы
представления результатов и периодичность диагностики. Исследуемые
показатели выстроены в соответствии с задачами конкретного года обучения.
Входной,

текущий,

промежуточный

и

итоговый

контроли,

позволяющие отслеживать уровень усвоения знаний, умений, навыков
учащихся, проходят в разнообразных формах: тестирование физических
данных, итоговое (открытое) занятие, педагогический анализ.
Описание форм и средств выявления результативности обучения по
программе
Форм
Контроль

Описание

Методы

Как

ы

часто

текуще

применяет

го

ся

контро
ля
Входная

Проводится с

Беседа.

Входное

1 раз в

диагности

целью

Педагогическ

тестирован

год:

ка

выявления

ое

ие

сентябрь

первоначально

наблюдение.

го
знаний
Текущи

Осуществляетс

Педагогические

Анализ

На

й

я

наблюдения.

результатов

занятиях в

контро

отслеживания

Опрос учащихся. участия

ль

уровня

Беседа.

конференци всего

основания

Выполнение

ях

для

в течение
учебного

учебного

тестовых

,

материала

заданий.

олимпиада

программы

и

года

х

и

развития

конкурсах.

личностных

Выполнен

качеств

ие

учащихся

тестовых
заданий.

Промежуточн С
ый контроль

целью Опрос.

выявления

Выполнение

уровня освоения тестовых

Итоговое

2 раза в

полугодичн

год:

ое занятие.

декабрь,

программы (по заданий.

май

итогам

Педагогически

полугодия)

е наблюдения.

учащимися

и Выполнение

корректировки

тестовых

процесса

заданий.

обучения.
Итогов

Оценка

Педагогическ

Индивидуа

1 раз в

ый

качества

ие

ль

год: май

контрол

освоения

наблюдения.

собеседова

ь

учащимися

Беседа.

ни

программы по

Анал

завершению

из

учебного

учащихся

года.

конференциях,

е.

Итоговое

участия (открытое)
в занятие.

олимпиадах
и
конкурсах.
анали
з

ное

проектов,

творческих

и
исследовательск
их
учащихся.

работ

Система

контроля

результативности

обучения
Задач

Результаты

и

Диагностичес

Формы

Периодичнос

(диагностические

кие

представления

ть

показатели)

методы

результатов

диагностик
и

Обучающие:
углубить,

Предметные:

расширить

и

О1-

знание

систематизировать знания

биологических

учащихся

понятий,

в

области

биологии и экологии

основных опрос,

тест, итоговое занятие

1 раз в 3 месяца

тест, итоговое занятие

1 раз в 3 месяца

терминов, зачет

законов,

касающихся

теорий,

организации,

индивидуального

и

исторического развития живых
систем

на

всех

уровнях

организации
углубить,

расширить

и

О2 – знание экологических

опрос,

систематизировать знания

факторов, экологических ниш

зачет

учащихся

организмов,

в

области

биологии и экологии

их

взаимоотношений в биоценозе

углубить,

расширить

О3 – знание особенностей

опрос,

систематизировать знания

процессов

зачет

учащихся

автотрофных

в

и

области

биологии и экологии

обмена

веществ

тест, итоговое занятие

1 раз в 3 месяца

и

гетеротрофных

организмов,

круговорота

веществ

и

превращения

энергии

в

биосфере
обучить

приемам О4

биологических

умение

исследований
практической

-

работы

области биологии и

знание

основ

и

пользоваться

опрос,
наблюдени

и приемами биологических

е,

зачет,

в исследований и

анализ

практической работы в области отчетов о

защита проекта

1 раз в 3 месяца

экологии

биологии и экологии

выполнени
и
практическ
их работ

углубить,

расширить

О5 – Умения применять

опрос,

систематизировать знания

биологические

зачет

защита проекта

учащихся

используя алгоритмы

опрос,

итоговое занятие

1 раз в 3 месяца

итоговое занятие

1 раз в 3 месяца

в

и

области

знания,

тест, итоговое

занятие, 1 раз в 3 месяца

биологии и экологии
Развивающие:

Метапредметные:

развивать

Р1 – умение устанавливать

интеллектуальные

и межпредметные

связи

творческие

способности, курсом химии, географии

умения

выполнению

по

с

тест,
беседа

олимпиадных заданий
развивать

Р2

интеллектуальные

-

умение

и последствия

оценивать
деятельности

опрос,

тест,

беседа, анализ

творческие

способности, человека в природе

творческих

умения

выполнению

работ

по

олимпиадных заданий

развивать

Р3

интеллектуальные

-

знание

способности, закономерностей,

умения

выполнению устанавливать

олимпиадных заданий

опрос, тест

1 раз в 3 месяца

умение
причинно-

следственные связи

развивать интеллектуальные Р4 – Умения классифицировать опрос, тест
и

итоговое занятие

и биологических

творческие
по

основных

и

итоговое
защита

занятие, 1 раз в 3 месяца

творческие

способности, систематизировать

умения

выполнению

по

проекта,

олимпиадных заданий
развивать

умения Р5

анализировать,

–

умение

обобщать, анализировать,

сравнивать

обобщать, сравнивать

опрос,

итоговое

занятие, 1 раз в 3 месяца

тест,

защита проекта

наблюден
ие

Воспитательные:

Личностные:

формировать

интерес В1

школьников
глубокому

к
и

–

проявление

наблюден

итоговое

ие, беседа

защита проекта

анкетирован

итоговое

самоконтролю и самооценке

ие,

защита проекта

знаний

наблюдение,

более заинтересованности
прочному учащихся

к

занятие, 2 раза в год

овладению

овладению биологическими биологическими знаниями
знаниями
развивать
самоконтроль
самооценку знаний

В2
и

–

способность

к

беседа

занятие, 2 раза в год

воспитывать позитивное

В3

ценностное отношение к

анкетирован

итоговое

ответственности за состояние

ие,

защита проекта

природе, собственному

природных ресурсов, умений

наблюдение,

здоровью

и

беседа

и

здоровью

–

проявление

навыков

чувства

разумного

других людей, повышать

природопользования,

уровень

нетерпимого отношения

культуры

экологической

к

действиям, приносящим вред
экологии

опрос,

занятие, 2 раза в год

повышать

уровень

В4 – проявление уважения,

коммуникативной

такта,

терпимости

культуры учащихся

отношениях со сверстниками и
взрослыми,

наблюден

в ие, беседа

итоговое

занятие, 2 раза в год

защита проекта

уважительное

отношение к чужому труду
воспитывать

В5

анкетирование,

итоговое

целеустремленность,

целеустремленности,

тест,

защита проекта

навыки самоорганизации

навыков самоорганизации

наблюдение,

-

проявление

беседа

занятие, 2 раза в год

МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ
Используемые на занятиях педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Технология, в которой личность ученика и личность педагога выступают
как субъекты образовательного процесса, основной целью которого является
развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. В процессе
обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его
убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при
этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов
познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а
отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы
выбора.
Технология критического мышления
Технология критического мышления состоит в развитии мыслительных
навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни: умение принимать
взвешенные

решения,

работать

с

информацией,

выделять

главное

и

второстепенное, анализировать различные стороны явлений.
Проектная технология
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт,
часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся,
который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что учащиеся в результате
работы над проектом пережили ситуацию успеха. Технология способствует
развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность,
способность к творчеству, позволяет распознать их интересы и потребности и
представляет собой систему, рассчитанную на последовательное выполнение
учебных проектов.
Поисково-эвристическая технология
Технология сочетает в себе творческую и познавательную деятельность
учащегося. Её суть заключается в том, что педагог предоставляет учащемуся

объект, знаниями о котором он должен овладеть. Объектом может выступать,
информация

о

природном

явлении,

жизненная

ситуация,

литературное

произведение и тому подобное. На основе этой информации создаётся продукт
деятельности, которым может стать гипотеза, текст или схема. Итоговым этапом
технологии становится знакомство учащегося с известными достижениями в этой
области, что позволяет оценить и переосмыслить собственный результат.
Игровые технологии (ролевые и деловые игры).
Игровые технологии позволяют учащимся быть лично причастными к
функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое
время в
«реальных»

жизненных

условиях.

Игровые

методики

преследуют

цели

интенсификации процесса обучения.
Приемы и методы обучения:
Вербальные: лекция, беседа, рассказ, дискуссия, консультация, семинар,
работа с литературой;
Наглядные: наблюдение, просмотр и обсуждение учебных видеоматериалов,
иллюстративного материала, демонстрация живых объектов и образцов из
коллекций.
Практические: исследование, работа в зооуголке с животными, ведение
дневника наблюдений, составление коллекций и работа с ними, зарисовка, фото- и
видеосъемка,

тестирование,

конкурсах, конференциях,

игры,

моделирование,

участие

в

выездах,

соревнованиях, олимпиадах.
Творческие: экологические проекты, исследовательские работы.
Дистанционная поддержка
Раздел

Учебно-

Проверочн

Форма

программ

методические

ые

обратной

ы, темы

материалы

задания

связи

Вводное занятие

Задания

олимпиад

и

Тесты

конкурсов прошлых лет
Презентации

Вопрос

Покрытосеменн

«Покрытосеменные

ы,

ые растения

растения»,

тесты

«Растительные ткани»,
«Жизненные
растений»

циклы
Коллекция

растений.
Презентация

Тесты,

Голосеменные

«Голосеменные

вопрос

растения

растения»,

ы

«Жизненные

циклы растений»
Презентации
Споровые растения

Водоросли

растения»,

«Споровые
«Жизненные

Вопрос
ы,

циклы растений»

тесты

Презентация

Тест

«Низшие растения»
Лишайники

Презентация «Лишайники» Вопросы

Грибы

Презентация

Вопросы

«Многообразие грибов»
Бактерии и вирусы

Презентация:

я
Тест

«Бактерии и вирусы»
Простисты

Презентации: «Протисты»,

Электронна

odonato@bk
.ru

Вопросы

почта:

Презентации:

Практическ

«Книдарии

Беспозвоночные

и

ое задание

гребневики», «Губки»,
«Плоские,

круглые,

кольчатые

черви»,

«Членистоногие»
Презентация

«Птицы»,

записи голосов птиц

Практическ
ое задание

Презентация

Позвоночные

«Рептилии»
Презентация
«Амфибии»

Записи

голосов

амфибий

Презентация «Рыбы»
Презентации
«Происхождение

Эволюция

Практическ
жизни

ое задание

на земле», «Понятия об
эволюции

живых

организмов»
Подготовка к

Задания

конкурсам,

конкурсов прошлых лет

конференция

Презентации

м

исследовательским

Практическ

олимпиадам

работам.

ие задания

Экологические

Презентация

факторы.

экология»

и

Комплексное
воздействие
экологических
факторов

на

организм.

Среды

олимпиад

и

Тесты

к

«Общая Тест

жизни.

Адаптация
Экология животных

Презентация

Тест

«Экология животных»
Изучение

Презентация

биологических

«Экологический

объектов,

мониторинг»

систем

Вопросы

и

процессов.
Методы
мониторингов
ого
исследования
Исследование

Презентация

природных

«Биогеоценозы»

Тест

комплексов.
Биогеоценозы.
Структура, свойства.
Фенология.

Презентация

Вопросы

Фенологическ

«Сезонные

ие

изменения

наблюдения

природе

Подготовка к

Открытые

конкурсам,

информационные

Логическ

конференция

источники по биологии

ие

в
онлайн Вопросы

ми

задания

олимпиадам
Общая зоология

Презентация

«Общая Тест

зоология»
Этология

Презентация «Этология и

Вопросы

зоопсихология»
Изучение природных Презентации

«Водная Вопросы

комплексов

среда»,
«Наземная среда»

Эволюция

Презентация «Теория

животного

Эволюции»

Вопросы

мира
Зоопалеонтология

Презентация

Тест

«Палеонтология»
История биологии

Презентация

«Учёные Тест

внёсшие
вклад в развитие биологии»
Работа

над

Сайты:

индивидуальным

Онлайн

и

библиотеки.

ООПТ,

Практическ
ое задание

исследовательск
ими
проектами

Дидактические материалы
Наборы постоянных микропрепаратов, пробы водорослей, срезы растений,
препараты с тканями животных, набор для препаратов, коллекция скелетных
элементов рыб, препараты с чешуёй рыб, аквариум и его составляющие,
презентации, коллекция скелетных элементов амфибий, коллекции скелетных
элементов амфибий и рептилий, коллекции следов жизнедеятельности рептилий,
аудиозаписи

голосов

и

песен

птиц,

коллекции

перьев,

гнёзд,

следов

жизнедеятельности птиц; карта Ленинградской области, коллекции костей и
следов жизнедеятельности млекопитающих, готовые исследовательские работы,
научная литература, набор тематических карт, туристическое снаряжение и
полевое оборудование, набор препаратов с клетками бактерий, грибов, растений,
животных, сборник генетических задач.

Информационные источники
Список литературы для педагога
1. Биологические методы исследования водоемов Финляндии / М. Руоппа, П.

Хейнонен. Хельсинки, 2006. – 111 с.
2. Биологическая олимпиада в школе: Методические рекомендации. – Л., 1987. – 36 с.
3. Бродский

А.С.

Введение

в

проблемы

биоразнообразия.

Иллюстрированный справочник. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. –
143 с.
4. Водоросли,

вызывающие

«цветение»

водоемов

Северо-Запада

России. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. – 367 с.
5. Горышина Т.К., Антонова И.С., Самойлов Ю.И. Практикум по экологии

растений: Учеб. Пособие/ Под ред. В.С. Ипатова. – СПб.: Издательство С.Петербургского университета, 1992.
6. Иванов А. Программы социальной, проектной и учебно-исследовательской

деятельности обучающихся

в

условиях новых требований стандартов

образования // Вестник образования. 2011. № 6. – С.50-63.
7.

Иванов А.А., Ксенофонтова А.А., Войнова О.А. Практикум по этологии с
основами зоопсихологии: Учебное пособие. - СПб.: Издательство "Лань", 2013.
- 368 с.: ил. - (Учебники для вузов.Специальная литература).

8. Кокорин А.О., Смирнова Е.В., Замолодчикова Д.Г. Изменение климата. Книга

для учителей старших классов общеобразовательных учреждений. Вып. 1.
Регионы севера европейской части России и Западной Сибири. - М.:
Всемирный фонд дикой природы, 2013. - 220 с.
9. Комплексная весенняя полевая практика / М.Г.Басс, Е.Ю. Еремеева, А.Р.

Ляндзберг, Е.А.Нинбург, А.В. Полоскин, В.М. Хайтов, И.В. Черепанов. –
СПб.: ГОУ “СПбГДТЮ”, 2001. – 64 с.
10. Констатинов В.М. Охрана природы: Учеб. Пособие для студ. Высш.

пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
11. Литвинова

Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание

школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5
за знания, 2005. – 208 с.
12. Муравьёв

А.Г.

Оценка

экологического

состояния

природно-

антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е,
дополн. расширенное – СПб.: Крисмас+, 2000. – 118 с.
13. Муравьёв А.Г. Руководство по определению показателей качества воды

полевыми методами. 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Крисмас+, 2004. –
248 с.
14. Муравьёв

А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического

состояния почвы. Практическое руководство./ Под ред. А.Г. Муравьёва. – СПб.:
Крисмас+, 2000. – 164 с.
15. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное

пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. К.х.н. А.Г. Муравьева. –
СПб.: Крисмас+,

2003. – 176 с. – 176 с.
16. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации. –

СПб, 2000. – 28 с.
17. Основы

исследовательской деятельности учащихся: Спецкурс для

профильного обучения / авт.-сост.: Т. Александрова, В. Андреев, Т.
Герасименко и др. – СПб.: Амфора, 2005. – 261 с.
18. Петрова Л.Н., Шендерович А.В., Яковлева Т.Е. Программа учебно-

тренировочного сбора клуба КЭТ «Неразгаданная планета» // Учимся
творчеству (интегративные формы работы в сфере дополнительного
образования детей): сборник под ред. Т.М. Гусенцовой, А.Е. Зимбули, Л.А.
Ясюковой. – СПб, 2003. – 134 с.
19. Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу: Учебно-

методическое пособие. – Сургут: “Северный дом”, Ханты-Мансийск:
Окружной экологический фонд, 1995. – 88 с.
20. Хайтов В.М. Использование математических методов в биологических

исследованиях школьников. – СПб: издательство СПбГДТЮ, 2005. – 81 с.
21. Харитонов

Н.П.

Методические

основы

учебно-исследовательской

деятельности учащихся в полевой биологии. – М.: Лесная страна, 2008. –
30 с.
22. Шовен Р. Поведение животных: Пер. С фр. / под ред. и с предисл. Л.В.

Крушинского. Изд.

2-е — М.: книжный дом «Либроком», 2009.

23. Эколого-аналитические методы исследования окружающей среды: Учебное

пособие / Т.И. Прожорина, Н.В. Каверина, А.Н. Никольская, Е.Ю. Иванова, А.И.
Федорова, Г.А. Анциферова, А.Г. Муравьев, М.А. Михеева, В.В. Сиваченко, Т.Ф.
Трегуб. – Воронеж: Издательство «Истоки», 2010. – 304 с.
Список литературы для учащихся
1. Андреев В.П., Марков А.Г., Дубенская Г.И., Сороколетова Е.Ф. Биология.

Толковый словарь (с английскими эквивалентами): около 500 терминов / Под

общ. Ред. Проф. В.П. Соломина и доц. В.П. Андреева: 2-е изд., перераб. И доп.
- Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 660 с.
2. Андреева

В.М.

Почвенные

и

аэрофильные

зеленые

водоросли

(Chlorophyta:Tetrasporales, Chlorosarcinales.) – СПб.: Наука, 1998, - 351 с.
3. Биоразнообразие Ленинградской области (Водоросли. Грибы. Лишайники.

Мохообразные. Беспозвоночные животные. Рыбы и рыбообразные). – Сб.
статей/ Под ред. Н.Б. Балашовой, А.А. Заварзина. – СПб.: изд-во С.- Петерб.
Ун-та, 1999. - 432 с.
4. Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники Средней полосыЕвропейской

части России: Определитель. – СПб: “Специальная Литература”, 1998. – 112 с.
5. Иллюстрированный определитель растений Карельского перешейка / Под ред.

А.Л. Буданцева и Г.П. Яковлева. – СПб.: СпецЛит; Издательство СПХФА,
2000. – 478 с.
6. Иллюстрированный определитель растений Ленинградской области/ Под ред.

А.Л. Буданцева и Г.П. Яковлева. - М.: Товарищество научных изданий КМК,
2006. – 799 с.

7. Красная книга природы Ленинградской области. Глав. Ред. серии Г.А. Носков.

Том 2. Растения и грибы/ Отв. ред. Н.Н. Цвелев. – СПб: АНО НПО “Мир и
Семья”, 2000. – 671 с.
8. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Пособие

для учителей. Ч.1. Кругоротые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. – М.:
Просвещение, 1974. – 190 с.
9. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Пособие

для учителей. Ч.2. Птицы.– М.: Просвещение, 1974. – 286 с.
10. Мальчевский

А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и

сопредельных территорий: История, биология, охрана. В 2-х томах. – Л.: Издво Ленингр. Унта, 1983.
11. Мир растений. В 7 т. / Редкол. А.Л. Тахтаджян (гл. ред.) и др. Т. 2. Грибы / Под

ред. М.В. Горленко. – 2-е изд., ререраб. – М.: Просвещение, 1999. – 475 с.
12. Михеев А.В. Определитель птичьих гнёзд. Учеб. Пособие для студентов

биол. специальностей пед. ин-тов. Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение,
1975. – 175 с.
13. Николай Иванович Вавилов: Очерки, воспоминания, материалы. – М.: Наука, 1987.

–
487 с.
14. Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер, 2001. – 424 с.
15. Полевой определитель пресноводных беспозвоночных. Сост. А.В. Полоскин,

В.М. Хайтов. – СПб., 2000.
16. Прометей (В.И. Вернадский.Материалы к биографии): Ист.-биогр. альм., сер.

“Жизнь замечат. Людей”. Т. 15/ сост. Г. Аксенов; Науч. Ред. И.И. Мочалов. –
М.: Молодая гвардия, 1988. – 352 с.
17. Популярный биологический словарь/ Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1990. – 544 с.
18. Рундина Л.А. Зигнемовые водоросли России ( Chlorophyta: Zygnematophyceae,

Zygnematales). – СПб.: Наука, 1998, - 351 с.

19. Рябова

В.Н.,

Васильева

В.А.

Полевой

атлас-определитель

растений-

индикаторов трофического уровня пресноводных водоемов. Выпуск III. - СПб.:
Изд-во ВВМ, 2013, 48 с.
20. Смрнов Л.Э., Кривошеев С.В., Ганнибал Ф.Б. Грибы Ленинградской области и

Санкт- Петербурга. – СПб: Региональный издательский дом, 2012. – 320 с. с
илл.
21. Тинберген Н. Поведение животных. Пер. с англ. О. Орлова и Е. Панова.

Предисл. К.Э. Фабри. – М.: Мир, 1978. – 192 с.
22. Философия ботаники/ Карл Линней. – М.: Наука, 1989. – 452 с.
23. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и

убедительно говорить: Учеб. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2003. – 192 с.
24. Храбрый В.М. Птицы Санкт-Петербурга. – СПб., 1991.
25. Шапиро Я.С. Определитель наземных раковинных моллюсков Северо-Запада

России, СПб, 1999. – 18 с.

Интернет-источники
1. http://www.infoeco.ru/index.php?id=57 Экологический портал Санкт-Петербурга
2. http://eco-

bio.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=66
Эколого-биологический центр Крестовский остров
3. http://www.n-svirsky.ru/

Нижне-Свирский

государственный

природный

заповедник
4. http://www.spbzoo.ru/ Официальный сайт Ленинградского зоопарка
5. http://dokpro.net/flora-fauna/ Документальные фильмы о животных и дикой

природе
6. http://coolmult.ru/publ/4 Детям о животных «Я познаю мир»
7. http://www.zooclub.ru/ ЗООКЛУБ мегаэнциклопедия о животных
8. http://zdravtorg.ru/mikroskopy_uchebnye

Микроскоп

детский,

школьный,

учебный, студенческий
9. http://www.botsad-spb.com/ Ботанический сад имени Петра Великого
10. http://ecobiocentre.ru/naturalist/ornitolog.php

Всероссийская

сеть

объединений юных орнитологов
11. http://oopt.spb.ru/ ГКУ Дирекция особо охраняемых природных территорий

Санкт- Петербурга
12. http://www.ooptlo.ru/ Особо охраняемые территории Ленинградской области
13. http://oopt.aari.ru/ ИАС ООПТ России
14. http://www.plantarium.ru / Онлайн определитель растений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».