Положение о портфеле портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся образовательной организации

Согласованно:
Председатель Совета
МАОУ НТГО «СОШ № 3»
_____________________
Русакова А.А.
«04» февраля 2016 года

Введено приказом
МАОУ НТГО «СОШ № 3»
от 04.02.2016 года №19
«Об утверждении локальных актов
МАОУ НТГО «СОШ № 3»

ПОЛОЖЕНИЕ
о портфеле/Портфолио индивидуальных образовательных
достижений обучающихся образовательной организации

2016г

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ

от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и
науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего,
среднего общего образования», Уставом, «Правилами внутреннего распорядка», Образовательными
программами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Настоящее Положение о
портфолио
индивидуальных образовательных достижений
обучающихся МАОУ НТГО «Средняя общеобразовательная школа № 3» (далее - ОО), разработано
в целях создания условий в рамках реализации федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, концепции
профильного обучения в образовательных организациях, реализующих программы начального
общего, основного общего, среднего общего образования, внедрения системы учета внеучебных
достижений обучающихся
определяет структуру, примерное содержание портфолио
индивидуальных достижений обучающихся образовательных организаций.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов
обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях
за определенный период обучения.
1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных
деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.

видах

1.4. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей
рейтинга обучающихся.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной
деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального, основного и среднего
общего образования, а также для представления личности обучающегося при переходе на
следующую ступень обучения.
2. Цели и задачи составления Портфолио.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития
обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь
спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Основными задачами составления Портфолио являются:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности
обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по
ступеням обучения;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей
(законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической
деятельности со школой;

- активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
 Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период
времени.
 Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
 Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении
положительных результатов.
 Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
 Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания
от класса к классу.
 Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Структура и содержание Портфолио обучающегося.
С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства
самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное
содержание. Таким образом, Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может
включать в себя следующие разделы:
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное
заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей и
обучающегося);
- «Мой портрет» (личные сведения об обучающемся);
- «Портфолио работ»;
- «Портфолио достижений, документов»;
 «Портфолио отзывов»;
- «Разные разности» (заполняется ребенком при его желании и по его усмотрению).
Структура представлена в Приложении 1.
3.1. Раздел «Мой портрет» может включать в себя:
- личные данные обучающегося;
- данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в портфолио
самостоятельно на добровольной основе;
- информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать
способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов,
рекомендации по результатам анкетирования и тестирования;
-описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
-результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению;
-другие сведения, раскрывающие способности обучающегося
3.2. «Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих,
выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе
посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной
программы образовательной организации.
3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней
формируемых учебных действий.
Этот раздел включает в себя:
 выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования
универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося.
 исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название
реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

 проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно
приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
 техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается
ее краткое описание, фотографии);
 работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
 другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
 занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах
(указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их
результаты);
 участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения,
достигнутый результат);
 участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия,
название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося);
 участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях,
наличии спортивного разряда);
 иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности
обучающихся.
3.3 Раздел «Мои достижения» или «Портфолио документов» - достижений, документов» входят
сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающихся. Этот
раздел может включать в себя отражение результатов участия:
 в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как
нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня - школьные,
муниципальные, областные, всероссийские и др.;
 мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, ОУ
СПО и ВПО, культурно-образовательными фондами и др;
 образовательные тестирования и курсы по предметам;
 конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными органами
управления;
 спортивных соревнованиях;
 и других
3.3.1 Совокупность этих материалов должна давать достаточно объективное, целостное и
сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных
достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения
в школе.
3.3.2 Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом
ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов
начального, основного, среднего общего образования, закреплённых в
федеральных
государственных образовательных стандартах.
3.3.3 Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть
представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности
и эмоциональному статусу обучающегося.
3.4 «Портфолио отзывов» может включать в себя:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений
и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителяпредметники, классные руководители и другие непосредственные участники образовательного
процесса;
- характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные
учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками,
представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим школьником своей деятельности.

3.5. Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся и по его
усмотрению (фотоматериалы, презентации и т.д.)
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося является одной из составляющих системы оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы и играет важную роль
при переходе ребенка на следующую ступень обучения для определения вектора его дальнейшего
развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио – с 1 по 9,11 классы (1-4 классы начальная школа, 5-9 классы
основная школа, 10-11 классы – средняя школа). Портфолио оформляется в папке-накопителе с
файлами на бумажных носителях, также может сохраняться и в электронном виде.
4.3. В формировании портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители обучающихся
(законные представители), классный руководитель, социальный педагог, учителя-предметники,
педагоги дополнительного образования, администрация ОО.
4.4. Портфолио хранится у обучающегося, при наличии определенных условий может храниться в
классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе
ребенка в другую образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным
представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении
портфолио обучающегося
При формировании портфолио функциональные обязанности межу участниками
образовательного процесса распределяются следующим образом:
5.1. Классный руководитель
 несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое заполнение
и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием;
 оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио;
 проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию
портфолио с обучающимися и их родителями;
 осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами
дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
 осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио;
 обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
оформляет итоговые документы, табель успеваемости.
5.2. Все педагогические работники (в том числе и педагоги дополнительного образования),
участвующие в образовательном процессе ребёнка обязаны принимать участие в пополнении
портфолио обучающегося.
5.3 Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования
 проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию
портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов
портфолио;
 организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной
области.
5.4 Родители обучающегося участвуют в оформлении и пополнении портфолио ребёнка;
5.5 Заместители директора
 осуществляют общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии Портфолио в практике работы организации.
 осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии Портфолио в образовательной организации.
6. Презентация Портфолио обучающихся школы.
6.1. Обучающийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на
родительском собрании, выставке, конкурсах.
6.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.

6.3. На презентацию обучающийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию
Портфолио.
7. Подведение итогов работы.
7.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом
ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы о образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам
образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующую ступень
обучения.
7.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на
критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и
представлению результатов.
7.3. Портфолио сопровождается документами:
- состав Портфолио;
- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в
накопленную оценку выпускника.
7.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать
рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к
особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
7.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио
целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
 зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и
правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном
учебном материале;
 «высокий», «средний», «низкий» - при оценке уровня сформированности универсальных
учебных действий обучающихся (метапредметные).
 «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы
знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
7.6. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в
характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же
опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени
основного общего образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с
целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой,
познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
7.7. По результатам оценки Портфолио обучающихся может проводиться годовой образовательный
рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели,
школе. Победители поощряются.
7.8. Система оценивания достижений обучающихся по материалам Портфолио прилагается.
(Приложение 2). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в полугодие, суммируется по
каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого
обучающегося (Приложение 3). В конце учебного года классный руководитель вносит результаты
оценки Портфолио обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (Приложение 4).
Сводные ведомости утверждаются директором, заверяется печатью образовательной организации и
сдаются заместителям директора с осуществления внутреннего мониторинга качества образования.

Приложение 1.
Разделы рабочего Портфолио
1. Страницы раздела «Мой портрет»
1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес________________________
1.2.Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
1.3. Чем я люблю заниматься
1.4. Я ученик
Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе
Я могу делать…
Я хочу научиться в этом году…
Я научусь в этом году…
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Я читаю…
Мой распорядок дня
Время

Дела

Рисунок

Утро
День
Вечер
2. Раздел «Портфолио работ»
Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ
по отдельным предметам.
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

3. Раздел «Портфолио отзывов»

Раздел включает:
- оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения
универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов,
школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные
учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками,
представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим школьником своей деятельности.
Школьник может представить следующие материалы:
 Задание, которое мне больше всего понравилось


Моя лучшая работа



Я прочитал ……. книг.



Что я теперь знаю, чего не знал раньше?



Что я теперь умею, чего не умел раньше?



Мои цели и планы на следующий учебный год:



Чему я еще хочу научиться?



Какие книги хочу прочитать?



Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

4. Раздел « Портфолио достижений, документов»
В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные)
индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах,
конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств,
сертификатов и т.п.).
5. В раздел «Всякая всячина» могут входить материалы по усмотрению обучающегося.

Приложение 2

Критерии оценки Портфолио
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и
научно-исследовательской деятельности
Показатель
1.Итоговые отметки
по предметам
учебного плана
2.Контрольные,
диагностические,
мониторинговые
работы
3.Участие
в
интеллектуальнопознавательных
конкурсах,
проектной
деятельности.

Индикатор
Балл
Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год или по
четвертям), умноженный на 10
Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические,
мониторинговые работы, умноженный на 10

Школа

Город

Область

Всероссийск.

Международ

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

9 баллов

Победитель
призер
участник

15
10
5

20
15
10

25
20
10

30
25
20

40

4.Сетификаты
участника «Русский
медвежонок»,
«Кенгуру», «КИТ»,
«ЧИП», «СНЕЙЛ» и
другие
дистанционные
конкурсы

Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место
по уровням
Школьный
Региональный
Всероссийский Международный
1 м +5 баллов
2 м +3 балла
3м +1 балл

1 м +10 баллов
2 м +7 баллов
3м + 4балла

1 м +15 баллов
2 м +11 баллов
3м +7 баллов

1 м +20 баллов
2 м +15 баллов
3м +10 баллов

2. Достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности
Показатель

Индикатор
1.Общественная деятельность

1.1.Сведения об

участии в
самоуправлении
класса

Уровень активности и качество выполнения поручений
Высокая активность Средняя активность с Низкая активность
учащегося с учетом учетом
качества с учетом качества
качества
выполнения поручений выполнения
выполнения
(согласно
отзыву поручений
поручений (согласно педагога)
(согласно отзыву
отзыву педагога)
педагога)

Балл

1.2.Сведения об

участии в делах класса
и школы (конкурсы,
КТД, акции, праздники,
социальные акции и
т.д.)
2.1.Участие в
спортивных
соревнованиях
победитель

призер
участник

5 баллов

3 балла

1 балл

2. Спортивные достижения
Уровень школы
Уровень города
20
15
10

15
10
5

2.2. Занятия в
спортивных секциях,
клубах

Уровень области
25
20
10

По 5 баллов

3. Творческие достижения
2.1. Сведения об
участии в творческих
конкурсах
победитель

призер
участник
2.2. Занятия в студиях,
кружках и пр.

Уровень школы

Уровень города
20
15
10

15
10
5

Уровень
области
25
20
10

По 5 баллов

3. Отзывы об учебной и внеурочной деятельности.
Показатели

Отзывы о деятельности
ребенка по разным
направлениям
Рецензии на работы
учащихся
Вырезки из СМИ о

Индикаторы
Высокий уровень Хороший
оценки
уровень оценки
8

6

Средний уровень Низкий
оценки
уровень
оценки
4
2

5

4

3

5

4

деятельности учащегося

или его творчестве
Похвальный лист по
окончании года

5 баллов

2

Грамота или
благодарственное письмо
по окончании года (за
активное участие в жизни
класса )
Благодарственное письмо
администрации ОУ за
особые успехи в какойлибо деятельности

5 баллов

Благодарственное письмо
социальных партнеров за
особые успехи в какойлибо деятельности

5 баллов

5 баллов

4. «Творческая мастерская»
Показатели

Представленные работы (или
фото c изображением работ)
Фото, отражающие участие
ребенка в различных видах
спортивной, творческой,
социальной деятельности

Индикаторы
Разнообразие
представленных
работ, отражающих различные
направления
деятельности
учащегося (оценивается в целом)
0-10 баллов
0-6 баллов

Уровень мастерства, качества
выполненных
работ
(Оценивается в целом)
5-10 баллов

Приложение 3

Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося
___________________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________________________
(полное название образовательной организации)
Класс_______________________________________________________________________________________
Кол-во баллов по
полугодиям
№

Показатели

1
полугодие

1

Учебная деятельность

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах

3

Спортивные достижения

4

Творческие достижения

5

Дополнительное образование

6.

Участие в мероприятиях и практиках

7

Участие в общественной жизни

2
полугодие

Итоговый
балл

ИТОГО:

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в портфолио.
Дата ____________
М.п.

Классный руководитель: __________________/ ФИО
Директор
__________________/ ФИО

Приложение 4

Участие в
общественной
жизни

Участие в
мероприятиях
и практиках

Дополнительно
е образование

Творческие
достижения

Спортивные
достижения

Достижения в
олимпиадах,
конкурсах

Учебная
деятельность

Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающихся _______ класса
МАОУ НТГО «СОШ №3»
за ______________ учебный год
№ Фамилия и имя
Количество баллов по критериям
п/п обучающихся

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в портфолио.
Дата ____________
М.п.

Классный руководитель: __________________/ ФИО
Директор
__________________/ ФИО

ИТОГО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».