Утверждаю:
Директор МАОУ «СОШ №3»
____________ С.В. Волкова
приказ № 102/01-15 от 27.08.2025 года
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
НИЖНЕТУРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
на 2025-2026 учебный год
принят на заседании педагогического
совета МАОУ «СОШ № 3»
Протокол от 27.08.2025 г. № 1
г. Нижняя Тура
2025
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Учебный план внеурочной деятельности для 1-4 классов, реализующих федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), на 2025 – 2026 учебный год, разработан на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 г. - №ТВ–1290/03 «О
направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования);
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры
о важном»;
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся –
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
- Приказа Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2011 №19676
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ».
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 3" определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования с учетом интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной
организации.
План внеурочной деятельности формируется с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов
Способы организации внеурочной деятельности в школе:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью
воспитательной системы школы;
использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в начальной школе являются:
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
запросы родителей, законных представителей обучающихся
возможности образовательных учреждений дополнительного образования.
Цели внеурочной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных
способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности формируется МАОУ "СОШ № 3" с учетом предоставления
права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных
курсов.
Задачи внеурочной деятельности:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного
образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде:
- умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу,
- ответственность; становление умений командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
МАОУ «СОШ №3» предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных на внеурочной
деятельности, сформировано с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных
представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от
урочной системы обучения. Координирующую роль в реализации внеурочной деятельности по
оптимизационной модели выполняет классный руководитель, осуществляющий взаимодействие с
учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования, родителями,
образовательными организациями культуры, спорта и искусства. Для реализации
оптимизационной модели могут использоваться следующие виды деятельности: познавательная
деятельность, игровая деятельность, досугово-развлекательная деятельность, художественное
творчество,
социально-значимая
деятельность,
трудовая
деятельность,
спортивнооздоровительная, туристско-краеведческая деятельность и др. При разработке и реализации
модели внеурочной деятельности используются как ресурсы школы (праздники, соревнования,
КТД проводимые в школе и составляющие уклад школьной жизни), так и услуги учреждений
дополнительного образования. Также учитывается освоение учащимися дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность. В рамках реализации оптимизационной модели внеурочной деятельности
предусматриваются регулярные внеурочные занятия (проводятся в определённые дни и в
определённые часы) в соответствии с расписанием внеурочной деятельности, утверждённым
приказом директора и нерегулярные внеурочные занятия, которые планируются и реализуются в
соответствии с планов воспитательной работы.
При организации внеурочной деятельности используются возможности социума: МАОУ
«СОШ № 3» находится в удобном, с точки зрения воспитательных возможностей, микрорайоне,
обладающем развитой социальной инфраструктурой. В непосредственной близости от школы
располагается целый комплекс учреждений дополнительного образования: МАОУ ДОД
«Нижнетуринская детская школа искусств», МБОУ ДОД «Нижнетуринская детская
художественная школа», МКОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», МОУ ДОД
«Детско-юношеская спортивная школа», что позволяет в полной мере удовлетворить потребности
учащихся в дополнительных образовательных услугах (особенно художественно-эстетической и
спортивной направленности).
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую
циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и
участие в общешкольных мероприятиях позволяют учащимся овладевать универсальными
способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. С учётом календарных
праздников в классных коллективах традиционно проводятся тематические классные часы, на
которые отведено время в плане внеурочной деятельности. Работая с классным коллективом в
рамках коллективных творческих дел, тематических погружений, экскурсий, походов,
субботников мы создаём условия для проявления активности, ответственности, приобретения
личного опыта. Участие обучающихся в общешкольных делах осуществляется на добровольной
основе, в соответствии с интересами и склонностями учащихся.
В качестве форм, в которых реализуется внеурочная деятельность, используются такие
формы, как классные часы, встречи, игровые программы, игры - путешествия, экскурсии, кружки,
секции, творческая защита проектов, устные журналы, олимпиады, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики, др.
В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления,
тематических лагерных смен в оздоровительном лагере при образовательном учреждении.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные
кадровые ресурсы (учителя начальных классов, музыки, физической культуры, ОБЖ, технологии),
также возможности социальных партнёров.
Сотрудничество школы с учреждениями дополнительного образования:
МАОУ ДО «Нижнетуринская детская школа искусств», МБОУ ДО «Нижнетуринская
детская художественная школа», МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей»,
(посещение учащимися концертов, праздничных мероприятий, мастер-классов);
Центральная библиотека им. Мамина-Сибиряка, городской музей (проведение акций,
посещение выставок);
МБУ «СШ «Олимп» (спортивные соревнования).
Основная цель сотрудничества МАОУ «СОШ № 3» с учреждениями дополнительного
образования, культуры и спорта в рамках реализации Модели внеурочной деятельности –
расширение условий для всестороннего развития личности учащихся, создание благоприятной
пространственно-развивающей среды, способствующей их успешной социализации.
Результаты внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности направлен в первую очередь на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования:
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Готовность и способность Освоенные
обучающимися Освоенный обучающимися в
обучающихся
к универсальные
учебные ходе
изучения
учебного
саморазвитию,
действия
(познавательные, предмета
опыта
сформированность
регулятивные,
специфической для данной
мотивации к обучению и коммуникативные),
предметной
области
познанию,
ценностно- обеспечивающие
овладение деятельности по получению
смысловые
установки ключевыми
компетенциями, нового
знания,
его
обучающихся, отражающие составляющими основу умения преобразованию
и
их
индивидуально- учиться, и межпредметными применению, а также система
личностные
позиции, понятиями.
основополагающих элементов
социальные
компетенции,
научного знания, лежащих в
личностные
качества;
основе современной научной
сформированность
основ
картины мира.
гражданской идентичности
Организационный механизм организации внеурочной деятельности
Организационным механизмом организации внеурочной деятельности на уровне НОО,
является план внеурочной деятельности. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10
часов в неделю. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года
обучения на уровне начального общего образования не более 1350 часов, в год – не более 320
часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся
допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие).
Еженедельные расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности
отличаются, на них отводится: на внеурочную деятельность по учебным предметам:
2-4 ч., на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности:
1-2 ч. на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся;
1-2 ч.; на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия;
2-4 ч., при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического
коллектива или общешкольных мероприятий за 1-2 недели может быть использовано до 20 часов
(бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); на
организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки
социализации обучающихся и обеспечение их благополучия - от 2-3 ч
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В
зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, изменяется. Выделение часов на
внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью преодоления противоречий
и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.
Особенности организации внеурочной деятельности
В школе реализуется план внеурочной деятельности с преобладанием учебнопознавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по
учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной
деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности
и таких компетенций, как:
- компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом
правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно
приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
- компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой
совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ происходит:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских
общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие
обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных
организаций; - через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, села, в ходе партнерства с общественными организациями и
объединениями.
При формировании плана внеурочной деятельности образовательной организацией
предусмотрены
Инвариантная часть:
• программа внеурочной деятельности для обучающихся всех уровней образования:
1 час в неделю – «Разговоры о важном»
Вариативная часть:
- занятия по учебным предметам образовательной программы;
- занятия, направленные на формирование ценности научного знания;
- занятия по развитию личности и ее способностей, удовлетворения образовательных
потребностей и интересов, самореализации обучающихся;
- занятия, направленные на реализацию комплекса воспитательных мероприятий;
- занятия по организации деятельности ученических сообществ и объединений;
- занятия, направленные на организацию педагогической поддержки обучающихся;
- занятия проектно-исследовательской деятельности.
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия "Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий
"Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны
с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением ж собственным
поступкам.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, как правило, не проводится. Учет результатов внеурочной деятельности
осуществляется преподавателем в электронном журнале. Результаты могут быть учтены в форме
защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или
коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой
учителя и с учетом особенностей реализуемой программы. Текущий контроль за посещением
обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся
осуществляется классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости
обучающихся в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах,
музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным руководителем.
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован
перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности и составляет не
менее 45 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 40 минут.
Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Для обучающихся, посещающих
занятия в организациях дополнительного образования (спортивных школах, музыкальных школах
и др. организациях) количество часов внеурочной деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Занятия внеурочной
деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования. В 2025/2026 учебном году
внеурочная деятельность реализуется в 1-4 классах в соответствии с требованиями ФГОС, ФОП
начального общего образования.
Для реализации внеурочной деятельности в МАОУ НТГО «СОШ № 3» имеется
материально-техническая и информационно-методическая база:
1. Все кабинеты начальной школы оборудованы компьютерной техникой (компьютер, проектор,
экран)
2. Имеется один компьютерный класс
3. Имеется музыкальная аппаратура для проведения мероприятий (ноутбук, музыкальный центр,
микрофоны, колонки, усилитель)
4. Имеется спортивный зал, спортивная игровая площадки, футбольное поле
5. Имеется спортивный инвентарь (маты, мячи, скакалки, лыжи)
6. Имеется библиотека, достаточный библиотечный фонд, медиатека
7. Имеется методическая литература по организации внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности НОО по ФГОС, ФОП на 2025-2026 учебный год
№
1
2
3
4
Направление ВД
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Проектно-исследовательская
деятельность
Коммуникативная деятельность
5
Художественно-эстетическая,
творческая деятельность
Информационная культура
6
7
Интеллектуальные марафоны
Учение с увлечением!
Наименование курса ВД
Формы организации
Количество часов внеурочной деятельности в неделю, не более
(СанПиН 1.2.3685-21,табл. 6.6.)
Спортивный клуб (ритмика)
спортивная студия
Школьный музей
Разговоры о важном
Орлята России
Кукольный театр
Алгоритмика
Компьютерный мир
Открывая мир
Занимательная математика
Наглядная геометрия
творческий проект "История
родного края"
дискуссионный клуб
факультатив
театральная студия, спектакли
по мотивам сказок
факультатив
факультатив
мероприятия-соревнования
учебный курс - факультатив
Количество часов по классам
1 класс
10
2 класс
10
3 класс
10
1
4 класс
10
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
1
1
1
1
Расписание занятий внеурочной деятельности (регулярные занятия) по ФГОС, ФОП
на 2025-2026 учебный год
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
ФИО
Лосева Татьяна
Николаевна
Халикина Наталья
Викторовна
Вязовская Оксана
Владимировна
Карлина Екатерина
Владимировна
клас
с
1а
1б
Направление курса
Разговоры о важном
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Учение с увлечением!
Коммуникативная
деятельность
Учение с увлечением!
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Учение с увлечением!
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Учение с увлечением!
Разговоры о важном
Разговоры о важном
2а
Наглядная геометрия
Разговоры о важном
2б
Наглядная геометрия
Разговоры о важном
Попова Ирина
Владимировна
3а
6.
название курса
Орлята России
Наглядная геометрия
Разговоры о важном
Жесткова Ирина
Николаевна
Орлята России
3б
7.
Бабина Юлия
Андреевна
4а
3аб
4аб
4а
8.
Карпова Анастасия
Сергеевна
Шайдулина Оксана
Анатольевна
Разговоры о важном
Компьютерный мир
Компьютерный мир
Орлята России
Разговоры о важном
4б
9.
Занимательная
математика
Кукольный театр
3аб
Занимательная
математика
Орлята России
ШСК "Ритмика"
ШСК "Ритмика"
Художественно-эстетическая,
творческая деятельность
Коммуникативная
деятельность
Информационная культура
Информационная культура
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Учение с увлечением!
Коммуникативная
деятельность
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
2
2
2
1
1
2
1
1