27.11.25.,Занятие в рамках образовательной программы по физике:"Измерение показателя преломление стекла."

27.11.2025

Заглядывая вглубь света: лабораторная работа по измерению показателя преломления стекла

Физика – это не только формулы в учебнике, но и увлекательное путешествие в суть вещей. На этой неделе ученики 11-го класса на уроке физики превратили кабинет в научную лабораторию, чтобы исследовать удивительное явление – преломление света и измерить одну из ключевых характеристик материалов – показатель преломления.

Почему ломается ложка?

Наверняка каждый из вас замечал, как ложка в стакане чая кажется «сломанной» на границе воды и воздуха. Это и есть преломление – изменение направления луча света при переходе из одной прозрачной среды в другую. Стекло, вода, воздух – все они по-разному «тормозят» свет, и именно показатель преломления (n) показывает, во сколько раз скорость света в веществе меньше, чем в вакууме.

Цель эксперимента: определить, какой показатель преломления у обычного стекла.

На столе у исследователей:

  • Оптическая шайба или плоскопараллельная стеклянная пластина.

  • Источник света (лазер или лампочка с щелью).

  • Транспортир.

  • Лист бумаги, карандаш, линейка.

  • Булавки (для классического метода).

Ход работы: шаг за шагом к результату

  1. Подготовка: На лист бумаги ученики поместили стеклянную пластину и обвели ее контур.

  2. Направляем луч: С помощью лазера или метода булавок (устанавливая две булавки на одной линии падающего луча) они направили узкий луч света на грань пластины под острым углом.

  3. Ловим преломление: Наблюдали, как луч, пройдя через стекло, выходит из другой грани, смещенным, но параллельно первоначальному направлению. Отмечали на бумаге точку падения луча и точку выхода.

  4. Строим и измеряем: Сняв пластину, школьники с помощью линейки и карандаша построили падающий и преломленный лучи внутри контура стекла, восстановили перпендикуляры (нормали) в точках падения. Получились два угла: угол падения (α) и угол преломления (β).

  5. Применяем закон: Юные физики вспомнили закон преломления Снеллиуса, открытый еще в XVII веке: n = sin(α) / sin(β). С помощью транспортира измерили углы и вычислили синусы.Хочу такой сайт

  6. Точность – залог успеха: Чтобы повысить точность, эксперимент провели несколько раз для разных углов падения. Итоговый результат нашли как среднее арифметическое всех измерений.

Что у нас получилось?

После всех расчетов среднее значение показателя преломления для обычного оконного стекла у большинства групп оказалось в диапазоне n ≈ 1,5 – 1,6. Это означает, что свет в стекле распространяется примерно в полтора раза медленнее, чем в вакууме!

Зачем это нужно?

«Это скучные цифры из задачника», – скажете вы. А вот и нет! Знание показателя преломления критически важно в самых разных областях:

  • Оптика: Без этих расчетов невозможно создать ни очки, ни микроскопы, ни телескопы, ни объективы фотоаппаратов.

  • Медицина: На его основе работают линзы эндоскопов и лазеры для хирургии.

  • Связь: По стеклянным волокнам, тонким как волос, благодаря явлению полного внутреннего отражения (прямому следствию преломления) передается интернет-трафик по всему миру.

  • Ювелирное дело: Правильная огранка алмазов, превращающая их в бриллианты, рассчитана так, чтобы свет внутри камня испытывал полное внутреннее отражение и играл всеми гранями.

Наши выводы:

Эта лабораторная работа наглядно показала, что фундаментальные законы природы можно исследовать своими руками даже в школьном кабинете. Работа в команде, точность измерений, построение чертежей и применение математики – все эти навыки пригодились нам сегодня и, безусловно, пригодятся в будущем.

Физика – это красиво! И красота эта – в стройности законов, которые управляют миром, и в возможности понять их через простой эксперимент.

https://3nt.uralschool.ru/?section_id=296

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.12.2025

Дата обновления: 04.12.2025

Дата публикации: 27.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».