УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3» на 2023-2024 учебный год

Принят на
педагогическом совете
МЛОУ НТГО «СОШ № 3»
(протокол № 1 от 29.08.2023г)

УТВЕРЖДЕН
И.о. дипруора МЛОУ НТГО «СОШ № 3»
Л.В. Фаргер
Приказ № 434от 31.08.2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения
Нижнетуринского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
на 2023-2024 учебный год

г. Нижняя Тура
2023

1

Оглавление

1. Общие положения.................................................................................................. 3
2. Начальное общее образование................................................................................ 6
2.1. Недельный учебный план начального общего образования............................6
3. Основное общее образование................................................................................10
3.1. Недельный учебный план основного общего образования...........................10
4. Средне общее образование....................................................................................15
4.1. Учебный план среднего общего образования...................................................18

2

1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
1.2.
Учебные
планы
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учрежденияНижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3»
(далее МАОУ НТГО «СОШ №3»), реализующих основные общеобразовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные
организации), формируются в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
Федерального государственного
образовательного
стандарта основного
общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413(далее - ФГОС среднего общего образования);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.03.2021 № 115;
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее - СанПиН);
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН);
Устава МАОУ НТГО «СОШ№ 3»;
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ НТГО
«СОШ№ 3», утвержденной приказом директора МАОУ НТГО «СОШ№ 3» от 31.08.2023 № 434;
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ НТГО
«СОШ№ 3», утвержденной приказом директора МАОУ НТГО «СОШ№ 3» от 31.08.2023 № 434;

3

Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ НТГО
«СОШ№ 3», утвержденной приказом директора МАОУ НТГО «СОШ№ 3» от 31.08.2023 № 434;
Положения о проведении промежуточной, итоговой аттестации обучающихся и
осуществления текущего контроля их успеваемости в общеобразовательной организации;
Календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год.
1.3. Учебный план является частью образовательной программы МАОУ НТГО «СОШ №3».
МАОУ НТГО «СОШ №3» разработала образовательные программы в соответствии с ФГОС
начального общего, основного общегои среднего общего образования с учетом примерных
основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
Учебный план МАОУ НТГО «СОШ №3» на 2023/2024учебный год предусматривает:
- 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для I-IV классов;
- 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для V-IX классов;
- 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего
образования для Х-Х1 классов.
1.4. Учебный год в МАОУ НТГО «СОШ №3» начинается 01.09.2023 года.
Продолжительность учебного года, учебной недели определяется МАОУ НТГО «СОШ №3»
в календарном учебном графике на 2023-2024 учебный год.
Продолжительность учебного года составляет: для 1 класса - 33 недели,
2-10 классов - 34 недели,
9, 11классов - от 34 недель (с учетом экзаменационного периода).
Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом
- не менее 8 недель.
Занятия организованы в две смены:
1аб, , 3аб, 4а, 5-11 классы с 8:00ч
2аб классы - с 11:45ч
Режим работы по пятидневной учебной неделе определяется МАОУ НТГО «СОШ №3» в
соответствии с СанПиН.
МАОУ НТГО «СОШ № 3» работает в режиме 5-дневной учебной недели с 1 по 11 классы.
Начало учебного года вМАОУ НТГО «СОШ №3» может переноситься при реализации
общеобразовательной программы в очно-заочной форме не более чем на один месяц, в заочной
форме обучения - не более чем на три месяца.
С целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся
должно бытьпредусмотрено чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул должнасоставлять не менее 7 календарных дней.
Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования
должен составлять 80%,образовательной программы основного общего - 70% и образовательной
программы среднего общего образования -60%. Суммарный объем обязательной части
образовательной программы и части, формируемой участникамиобразовательных отношений,
реализуется в рамках максимального общего объема недельной образовательнойнагрузки.
Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной
работоспособностиобучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объеммаксимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
4

-

для обучающихся 1 классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков
за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры;
- для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования,
планируют в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
1.5. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут
каждый; январь-май - по 4 урока в день по 40 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних
заданий;дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул
независимо от четвертей.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется
следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок следует
проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, урокиигры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование
движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с
рабочими программами учителей.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствиис
образовательной программой образовательной организации, при наличии необходимых условий и
средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные,групповые,
факультативные занятия учитываются при определении максимальнодопустимой аудиторной
нагрузки обучающихся согласно СанПиН.
1.7. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах, обучения на дому,
учебные планыдолжны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего, основного
общегои среднего общего образования. Уменьшать количество обязательных учебных
предметовзапрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы
обучающихсяопределяется
образовательной
организацией
самостоятельно(приложение
«Примерный учебный план (очно-заочная форма обучения, обучение на дому).
1.8.
МАОУ
НТГО
«СОШ
№3»
для
использования
при
реализации
образовательныхпрограмм выбирает:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемыхк
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего;
5

-

учебные
пособия,
выпущенные
организациями,
входящими
в
перечень
организаций,осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программначального общего, основного общего, среднего общего образования.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиямиопределяется
исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточногодля освоения
программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждомуучебному предмету,
входящему в обязательную часть учебного
плана основныхобщеобразовательных
программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебногопособия,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждогообучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемуюучастниками
образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательныхпрограмм.
1.9. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количествачасов
по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательнымпрограммам в
соответствии с приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 22.12.2014
№ 1601«О продолжительности рабочего времени (нормах часовпедагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядкеопределения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовомдоговоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается всяучебная
нагрузка, предусмотренная образовательной программой МАОУ НТГО «СОШ №3». Нагрузка
педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочнойдеятельности,
при
тарификации педагогических работников устанавливаетсякак педагогическая нагрузка по
основной должности. Оплата труда педагогическихработников, ведущих занятия в рамках
внеурочной деятельности, устанавливается с учетомвсех
коэффициентов
конкретного
педагогического работника.Часы коррекционно-развивающих
занятий,
определенные
образовательной программой МАОУ НТГО «СОШ №3»,реализующей адаптированные основные
общеобразовательные программы,также подлежат тарификации.

2. Начальное общее образование
2.1. Недельный учебный план начального общего образования
(пятидневная учебная неделя)___________ __________________
Предметные области
Классы
Учебные предметы
1
Ю бязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное чтение
Литературное чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
Математика и
Математика
информатика
Окружающий мир
Обществознание и
естествознание

2

3

4

ВСЕГО

Количество часов
5
5
5
4
4
4
2
2
-

5
4
2

20
16
6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8
6

(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Технология

Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология

Физическая культура
Физическая культура
Итого при 5-ти дневной неделе
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Наглядная геометрия
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая аудиторная недельная
нагрузка при 5-ти дневной неделе
Предметные
Учебные предметы
области
1.Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
итого
литературное
В н у т р и п р ед м е т н ы й м о д уль
чтение
Развитие речи
в т. ч.
Литературное чтение итого

1
1

1
1

1
1

4
4

1

1

1

1

4

2
20
1

2
22
1

2
22
1

2
23
0

8
87
3

1
33
693
21

1
34
782
23

1
34
782
23

0
34
782
23

3
135
3039
90

165

Иностранный язык

1

1
1

1

В н у т р и п р ед м е т н ы й м о д уль
Смысловое чтение в т.ч.

1

Классы
2
3
4
Количество часов
170
170
170

всего
585/577

33

34

34

34

135

132

136

136

102

506

26

27

27

24

104

-

68

68

68

204

-

14
-

14

В н у т р и п р ед м е т н ы й м о д уль

Иностранный
язык

Математика

FunnyEnglish /забавный
английский/ в т. ч.
English Traditions /английские
традиции /
FavouriteHolidays /любимые
праздники/
Математика итого

42
14

132

136

136

136

540

26

27

27

27

107

66

68

68

68

270

13

14

14

14

-

-

-

34

55
34

33

34

34

34

135

6

7

7

7

27

33

34

34

34

135

В н у т р и п р ед м е т н ы й м о д уль

Функциональная
математическаяграмотность
в т.ч.

Обществознание
и естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство

Окружающий мир

итого

В н у т р и п р ед м е т н ы й м о д уль
Обществознание
в т. ч.

Основы религиозных культур и
светской этики
Музыка
итого
В н у т р и п р ед м е т н ы й м о д уль

Музыкальная игротека

в

т. ч.

Изобразительное искусство
итого

7

Внутрипредметный модуль
Декоративно-прикладное искусство
в т.ч.
Технология
Технология
итого
Внутрипредметный модуль
Народные промыслы
в
т. ч.
Физическая
Физическая культура
итого
культура
Внутрипредметный модуль
Игры народов мира
в
т. ч.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка
при 5-ти дневной неделе

6

7

7

7

27

33

34

34

34

135

6

7

7

7

27

66

68

68

68

270

20

24

24

24

92

В целях обеспечения индивидуальных
потребностей, часы переданы на обязательное
изучение русского языка.
693
782
782
782
3039

Начальное общее образование реализуется по модели четырехлетней начальной школы, используя
программу «Школа России»
Основная образовательная программа начального общего образования может включать
несколько учебных планов. Формы организации образовательной деятельности, чередование
учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными
механизмами реализации основной образовательной программы. Учебный план определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность
и
распределение
по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования
составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20% от
общего объема основной образовательной программы начального общего образования. Учебный
план содержит механизм исполнения данного требования ФГОС начального общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
может быть использовано:
на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;
на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные.
Виды и формы деятельности (проектная деятельность, практические и лабораторные
занятия, экскурсии и др.) по каждому предмету отражены в программах отдельных учебных
предметов, курсов (рабочих программах учителей).
Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (1 час в
неделю), в I-IV классах используется на изучение учебного предмета «Русский язык».
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля,
8

изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании
произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества
обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся
нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких
образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и
более 3345 часов.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются с участием самих обучающихся и их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Учебный план начального общего образованиясодержитформы промежуточной аттестации
обучающихся.
Осуществление текущего контроля успеваемости
и промежуточная аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация - это механизм контроля результатов освоения обучающимися
всего объема или части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы (ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273- ФЗ).
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся - это систематическая проверка учебных
достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания
образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов
освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой.
Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.
Промежуточная аттестация проводится по итогам четверти по каждому учебному предмету,
в следующем порядке:
по четвертям - во 2-4-х классах по предметам с недельной нагрузкой неменее 1 часа;
по предметам учебного плана в объеме менее 1 часа выставляется оценказа год.
Промежуточная аттестация по итогам учебного года проводится по каждому учебному
предмету.
Обучающиеся, осваивающие образовательные программы по индивидуальным учебным
планам, аттестуются только по предметам, включенным в план.
Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры,
независимо от результатов аттестации за четверть.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться
как письменно, так и устно. Промежуточная аттестация - четвертная промежуточная аттестация,
годовая с учетом отдельной процедуры по предметам и формам.
Группа результатов

Класс/форма промежуточной аттестации

Предметные
результаты

2 классы

3 классы

4 классы

Русский язык

Диктант

Диктант

Диктант,
9

Литературное чтение
Математика

Техника чтения
Контрольная работа

Техника чтения
Контрольная работа

Окружающий мир
Метапредметные
результаты

Тест
Комплексная работа

Тест
Комплексная работа

ВПР
Техника чтения
Контрольная работа,
ВПР
ВПР
Комплексная работа

Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят обучающиеся,
осваивающие основную общеобразовательную программу начального общего образования, а
также обучающиеся, осваивающие образовательные программы МАОУ НТГО «СОШ №3» по
индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности является организационныммеханизмом реализации
основной образовательной программы начальногообщего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальныхособенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная
деятельность организуется по направлениямразвития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах
какхудожественные, культурологические, филологические, хоровые студии,сетевые сообщества,
школьные спортивные клубы и секции, конференции,олимпиады, военно-патриотические
объединения, экскурсии, соревнования,поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики и другиеформы на добровольной основе в соответствии с выбором
участниковобразовательных отношений.
План внеурочной деятельности МАОУ НТГО «СОШ №3» определяет состав
и структуру
направлений,
формы организации,
объем внеурочной деятельности
для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года
обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
МАОУ НТГО «СОШ №3»самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной
деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение
часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования,
а также их суммирование в течение учебного года.
Состав, структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности
отражены в Плане внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год. В случае поступления в 1-2
классы обучающегося с ЗПР, в часть Учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, будут включены часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю),
предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в
неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).
3. Основное общее образование
3.1. Недельный учебный план основного общего образования (5-9 классы)
Предметные области
Учебные
Количество часов в неделю
предметы
VI
VII
VIII IX
Всего
Классы V
Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
5
6
4
3
3
21
литература
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки

Иностранный язык
(английский)

3

3

3

3

3

15
10

Математика
информатика

и Математика

5

Алгебра
Геометрия
Вероятность
статиатика
Информатика

Общественно-научные
предметы

История

ф о р м и р уем а я

о б р а зо ва т е ль н ы х

3
2

3
2

3
2

9
6

1

1

1

3

1

1

1

3

1

2
1
1

2
1
2
2

1

1

1

2
1
2
2
2
2

2
1
2
3
2
2

10
4
8
7
4
7

1
1

1
1

1

1
2

1
2

1
2

2

1

2
4

1

1

3
8

1

1

2

2
27

2
29

2
30

2
31

2
32

10
149

2

1

2

2

1

8

1

1

1

1

участ никам и

о т н о ш ен и й

при

п ят и д н евн о й у ч е б н о й неделе

Математика
и Математическая
грамотность
информатика
Русский
язык
и Читательская
грамотность
литература
Максимально допустимая аудиторная недельная
нагрузка при 5-ти дневной неделе
Предметные области

10

и

Обществознание
География
Физика
Естественнонаучные
предметы
Химия
Биология
Основы
духовно Основы духовно
нравственной культуры нравственной
народов России
культуры народов
России
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая культура и ОБЖ
Основы безопасности
Физическая
жизнедеятельности
культура
Итого
Часть,

5

Учебные
предметы

29

30

32

4

33

1

1

33

157

Количество часов в неделю

VI
VII
Классы V
О б яза т ельн а я
Количество часов

VIII

IX

Всего

част ь

Русский
литература

язык

Иностранные языки
Математика
информатика

и Русский язык
Литература
Иностранный язык
и Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность

и

170

204

136

102

102

714

102

102

68

68

102

442

102

102

102

102

102

510

170

170

340
102
68
34

102
68
34

102
68
34

306
204
102
11

статистика
Информатика

34

34

34

102

34

68
34
34

68
34
68
68

34

34

34

68
34
68
68
68
68

68
34
68
102
68
68

340
136
272
340
136
238

Музыка
34
Изобразительное
искусство
34
Основы
духовно Основы духовно
нравственной культуры нравственной
народов России
культуры народов
России
34
Технология
Технология
68
Физическая культура и ОБЖ
Основы
безопасности Физическая
жизнедеятельности
68
культура
Итого
918

34

34

34

34

34

102

68

Общественно-научные
предметы
Естественнонаучные
предметы

История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология

68

Искусство

Часть,

ф о р м и р уем а я

34
68

136

34

34

68
272

34

34

68

68
986

68
1020

68
1054

68
1088

340
5168

68

34

68

68

34

272

34

34

34

34

участ никам и

о б р а зо ва т е ль н ы х о т н о ш ен и й п р и п я т и д н евн о й
у ч е б н о й неделе

Математика
и Математический
практикум
информатика
Русский
язык
и Читательская
грамотность
литература
Максимально допустимая аудиторная
недельная нагрузка при 5-ти дневной
неделе

986

1020

1088

1104

136
34

34

1140

5338

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие
и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная
программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных
планов.
Учебный план МАОУ НТГО «СОШ №3» предусматривает возможность введения
учебныхкурсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересыобучающихся, в том
числе этнокультурные.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся
и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020
часов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
12

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В 2023-2024 учебном году участники образовательных отношений (результат
произведенного выбора) распорядились 30 % объема учебного плана (исполнение требования
ФГОС основного общего образования:«Обязательная часть основной образовательной программы
основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы
основного общего образования»), отводимых на часть, формируемую участниками
образовательных отношений передать на
введение учебных курсов «Математическая
грамотность», «Читательская грамотность», обеспечивающее углубление и расширение
содержания предметов обязательной части учебного плана.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива
МАОУ НТГО «СОШ №3».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может
предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования):
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, модулей обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам
основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение
отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы
основного общего образования.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далеепредметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС основногообщего
образования.
Библиотечный фонд образовательной организации при реализации основной образовательной
программы основного общего образования укомплектован печатными и электронными
информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в
том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью,
учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой.
Учебный план основного общего образования содержит формы промежуточной аттестации
обучающихся.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация - это механизм контроля результатов освоения обучающимися
всего объема или части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы (ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273- ФЗ). Периодичность, формы и порядок
проведения промежуточной аттестации установлены «Положением о проведении промежуточной,
итоговой аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля их успеваемости в МАОУ
НТГО «СОШ №3»
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.

13

Текущий контроль успеваемости учащихся - это систематическая проверка учебных
достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания
образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов
освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой.
Промежуточная аттестация проводится по итогам четверти по каждому учебному предмету,
курсу, дисциплине (модулю), исключением являются элективные курсы, в следующем порядке:
по четвертям - во 5-9-х классах по предметам с недельной нагрузкой неменее 1 часа;
по предметам учебного плана в объеме менее 1 часа выставляется оценказа год.
Обучающиеся, осваивающие образовательные программы по индивидуальным учебным
планам, аттестуются только по предметам, включенным в план.
Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры,
независимо от результатов аттестации за четверть.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться
как письменно, так и устно. Формами проведения промежуточной аттестации являются:
Группа результатов

Класс/форма промежуточной аттестации

Предметные
результаты

5 классы

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

Русский язык
Математика

Диктант
ВПР
Контрольная
работа
ВПР

Диктант
ВПР
Контрольная
работа
ВПР

Диктант
ВПР/ДКР
Контрольная
работа
ВПР/ДКР

Диктант
ВПР/ДКР
Контрольная
работа
ВПР/ДКР

Диктант
ВПР/ДКР
Контрольная
работа
ВПР/ДКР

И ностранны й язык

-

-

В П Р /Д К Р

В П Р /Д К Р

В П Р /Д К Р

История
Обществознание
География
Биология

ВПР
Тест
Тест
ВПР

ВПР
ВПР
ВПР
ВПР

ВПР
ВПР/ДКР
ВПР/ДКР
ВПР

ВПР
Тест
Тест
Тест
ВПР/ДКР
ВПР/ДКР
ВПР
Тест
Х им ия
Контрольная Контрольная
работа
работа
ВПР/ДКР
ВПР/ДКР
Ф изика
Контрольная Контрольная
работа
работа
ВПР/ДКР
ВПР/ДКР
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят обучающиеся,
осваивающие основную общеобразовательную программу основного общего образования во всех
формах обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы учреждений
по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей
и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развитияличности (спортивно­
оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,общеинтеллектуальное, общекультурное) в
таких
формах,
какхудожественные, культурологические, филологические, хоровые
студии,сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношескиеорганизации,
научно-практические конференции, школьные научныеобщества, олимпиады, поисковые и
14

научные исследования, общественнополезные практики, военно-патриотические объединения и
другие формы,отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выборомучастников
образовательных отношений.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования
(до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и
возможностей МАОУ НТГО «СОШ №3».
Содержание
занятий
в
рамках
внеурочной
деятельности
формируется
с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)
и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии,
сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно­
практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
МАОУ НТГО «СОШ №3» самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной
деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

4. Среднее общее образование
4.1. Учебный план среднего общего образования
Учебный план отражает организационно-педагогические условия, необходимые для
достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план
определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам)
обучения. Количество часов учебных занятий можно определить после отбора содержания и
составления тематического планирования.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным
законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных
планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.
Учебный план МАОУ НТГО «СОШ №3» является нормативным правовым актом,
устанавливающим перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их
изучение по уровням общего образования и учебным годам.
Учебный план МАОУ НТГО «СОШ № 3» сформирован согласно потребностям
обучающихся и их родителей, с учетом имеющегося в ОУ материально-технического, кадрового и
программно- методического обеспечения.
Учебный план позволяет:
- обеспечить получение полноценного и качественного образования на всех ступенях
обучения, адекватного современным общественным потребностям, способствующего
успешному продолжению образования на различных его уровнях;
15

-

обеспечить предпрофильную и профильную подготовку обучающихся;
создать условия для реализации многообразия образовательных потребностей
учащихся, обеспечивающих допрофессиональную подготовку, а в перспективе и
профессиональное самоопределение;
- содействовать развитию адаптационных возможностей в социокультурной среде;
- формировать и укреплять социальное, психологическое, физическое здоровье
учащихся.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Учебный план рассчитан на 5 - дневную рабочую неделю учащихся 10-11-х классов.
Продолжительность учебного года составляет 10-е классы - 34 учебных недель в учебном году, 11­
е классы - 37 учебных недель в учебном году с учетом итоговой аттестации.
Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 27 календарных дней, летом
- не менее 8 недель.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать
11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из
каждой предметной области: «Русский язык и литература», «Иностранные языки», «Общественные
науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и
основы безопасности жизнедеятельности».
При проведении занятий по иностранному языку, по информатике и ИКТ класс делится на
две подгруппы.
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых)
проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной,
художественно-творческой,
иной.Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведенного учебным планом.
Учебный план (в том числе индивидуальный) должен содержать не менее трех учебных
предметов на углубленном уровне и предметов на базовом уровне по выбору обучающегося.
Учебный план универсального профиля обучения содержит 12 учебных предметов и
предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области,
определенной ФГОС СОО, в том числе общими для включения во все учебные планы являются
учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика»,
«История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
В учебный план включены обязательные для всех предметы из предметных областей, курсы
по выбору обучающихся (элективные (ЭК) и факультативные (ФК)) на основании анкетирования
обучающихся и их родителей (законных представителей) и на основании решений родительских
собраний, исходя из возможностей образовательной организации.
Индивидуальный учебный план также определяется курсами по выбору обучающегося,
предлагаемыми в соответствии со спецификой и возможностями школы.
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в соответствии с
заявлением обучающегося и Договором об обучении по индивидуальному учебному плану.
Договор об обучении по индивидуальному учебному плану заключается между родителями
(законными представителями) и школой до 25 августа.
Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с 1 сентября.

16

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом директора
школы.

Формы и периодичность промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация подразделяется на:
- годовую аттестацию - оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания
учебного предмета за учебный год; годовая промежуточная аттестация проводится во всех классах
один раз в учебном году, является основанием для перевода в следующий класс (для 10 класса) и
для допуска к государственной итоговой аттестации (для 11 класса);
- полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения обучающимися содержания какойлибо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода
(полугодия) на основании текущей аттестации; полугодовая (I полугодие - две первых четверти, II
полугодие - третья и четвертая четвери) промежуточная аттестация проводится в 10 - 11 классах
согласно годовому календарному учебному графику;
- текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой - либо
части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по
результатам проверки (проверок).;
внеплановая промежуточная аттестация проводится в исключительных случаях,
например: вынужденный отъезд учащихся, незапланированное изменение годового календарного
учебного графика, экспертиза качества образования.
Промежуточная аттестация является обязательной.
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся
являются:
Формы письменной проверки (письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на
один или систему вопросов (заданий): домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на
вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое.
Формы устной проверки (устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или
систему вопросов): рассказ, беседа, собеседование и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся
могут использоваться информационно - коммуникационные технологии.
Планируемые результаты освоения образовательной программы оцениваются по шкале: «5» отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно.
Оценка н/а (не аттестован) может быть выставлена только в случае пропуска обучающимся
более 50% учебного времени.
Оценки промежуточной аттестации выставляются в сроки, установленные Приказом «Об
организованном окончании учебной четверти, полугодия, года» в соответствии с Календарным
учебным графиком.
Г одовая промежуточная аттестация проводится, как правило, без аттестационных испытаний
с учетом текущих, четвертных, полугодовых оценок, если иное не предусмотрено рабочей
программой отдельных учебных предметов, курсов (например, годовая контрольная работа).
17

Отметка обучающегося за полугодие определяется как среднее арифметическое по правилам
математического округления текущих отметок. Оценка не может быть выставлена при наличии
менее трех текущих оценок.
Годовая отметка определяется как среднее арифметическое полугодовых отметок и
выставляется в классный журнал целыми числами в соответствии с правилами математического
округления. В спорных случаях годовая отметка определяется как среднее арифметическое всех
текущих отметок за год (исключая полугодовые).
В случае неудовлетворительных результатов учебного года обучающиеся и родители
(законные представители) обучающихся уведомляются об этом под роспись в 3-дневный срок, с
указанием даты ознакомления. Данное уведомление хранится в личном деле учащегося.
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят обучающиеся,
осваивающие основную общеобразовательную программу среднего общего образования во всех
формах обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы учреждений
по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся
отражен в Положении «О промежуточной, итоговой аттестации обучающихся и осуществления
текущего контроля их успеваемости в образовательной организации».
Итоговое сочинение (изложение) как форма промежуточной аттестации обучающихся 11
классов по учебному предмету «Литература» проводится в декабре 2023 года. Обучающимся, не
прошедшим указанной формы промежуточной аттестации (имеющим неудовлетворительные
результаты, пропустившим итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине,
предоставляется возможность пройти данную форму промежуточной аттестации в феврале,
апреле-мае 2024г.
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и
информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном
уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных
областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Учебный план Реализация ФГОС СОО
10 -11 классТехнологическийпрофиль
Предметнаяобласть

Учебныйпредмет

Уровень

Количество
часов в неделю
10/11 класс
Обязательные для всех предметы

Русский язык и Русский язык
Б
литература
Б
Литература
Иностранные языки Иностранный
язык
Б
(английский)
Математика и
Математика: алгебра и начал а У
информатика
математического
анализ
геометрия
Г еометрия
У
Вероятность и статистика
У
Информатика
У

Кол-во
часов за
2 года

2/2
3/3
3/3

136
204
204

4/4

408

3/3

204
68
408

1/1
4/4

18

Естественно­
научные предметы

Физика
Химия

Б
Б

2/2
1/1

136
68

Общественно­
научные предметы

Биология
История
Обществознание

Б
Б
Б

1/1
2/2
2/2

68
136
136

Г еография

Б

1/1

68

Б
Б

2/2
1/1

136
68

1/0

34

33/32

2210

1/2

102

1/1
1/1
34

68
68
2312

Физическая
Физическая культура
культура, экология Основы
безопасности
и основы
жизнедеятельности
безопасности
жизнедеятельности
Индивидуальный проект
Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений
Практикум по химии и биологии
Практикум по математике
Итого
Предельно допустимая
нагрузка обучающегося

участниками

аудиторная

Э
Э

Не более 34 на 1 2216/2516
обучающегося/37
к оплате

учебная

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой,
финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как
управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на
углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей
«Математика и информатика», «Общественные науки».
Учебный план Реализация ФГОС СОО
10 -11 класс Социально-экономический профиль
Предметнаяобласть

Учебныйпредмет

Обязательныедлявсехпредметы
Русский язык и
Русский язык
литература
Литература
Иностранный язык
Иностранные языки
(английский)
Математика и
Алгебра и начала
математического анализа,
информатика
геометрия
Г еометрия
Вероятность и статистика
Информатика

Уровень

Количество
часов в неделю
10/11 класс

Кол-во
часов за
2 года

Б
Б
Б

2/2
3/3
3/3

136
204
204

У

4/4

272

У
У

3/3
1/1

204
68

Б

1/1

68
19

Естественно-научные
предметы

Физика

Б

2/2

136

Химия

Б

1/1

68

Биология

Б

1/1

68

Б

2/2

136

У

4/4

272

Г еография

Б

1/1

68

Физическая культура

Б

2/2

136

Основы безопасности
жизнедеятельности
Индивидуальный проект

Б

1/1

68

1/0

34

Общественно-научные История
предметы
Обществознание

Физическая
культура, экология и
основы безопасности
жизнедеятельности

Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Практикум по химии и биологии
Практикум по математике
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузкаобучающегося

32/31
2/3
Э
Э

2142
102

68
1/1
68
1/1
Не более 34 на 1 2318/2516
обучающегося/3 7
к оплате

Дополнительно:
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования (до 700
часов за два года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность,
самостоятельно
разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Актуальность реализации внеурочной деятельности в МАОУ НТГО «СОШ № 3» обусловлена
не только нормативными основаниями (необходимостью реализации ФГОС СОО), но и
следующими явлениями, происходящими в современном обществе: отрицательным влияниям на
сознание ребенка, оказываемым различными средствами массовой информации; конфликтом
между характером присвоения знаний и ценностей в образовательной организации и вне ее;
экспансией деструктивной молодежной субкультуры; нарастанием межнациональных,
межконфессиональных и иного рода межгрупповых социальных напряжений; эффектом подмены
реальных форм социализации виртуальными; изменениями в системе отношения ребенка к
окружающему миру, к людям, себе самому.
План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и
потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».